Правила деления на слоги
Правила деления на слоги
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Открытые и закрытые слоги
Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:
- о-кунь
- а-ир
- бо-ло-то
- во-ло-кно
Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:
- гвоздь
- по-кров
- го-лубь
- па-ро-воз
- сто-рож
Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:
- зер-ка-ло
- бол-тик
- са-рай-чик
- са-ра-фан
Слог. Деление на слоги. Правила переноса
Слог: понятия и виды
Слова делятся на слоги. Слог — это звук (или сочетание звуков) в слове, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. Точного определения понятия «слог» нет, так как некоторые лингвисты считают, что согласные звуки тоже могут образовывать слоги, в частности, при отсутствии в составе слова гласных (например, междометия Тсс!, Тшш!). Нет и точных правил определения мест деления на слоги, поэтому рекомендуем школьникам придерживаться программы изучения слогов в вашем образовательном учреждении!
В школьной программе принято считать, что слог определяется наличием гласного звука. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог. Например, в слове наука 3 гласных звука, а значит — 3 слога: на-у-ка .
Слог может состоять из одного звука (обязательно гласный) или двух и более звуков (кроме гласного, есть ещё согласный или группа согласных): стол — 1 слог, мол-ва — 2 слога, ка-пус-та — 3 слога.
Открытый слог — слог, оканчивающийся на гласный звук: [ва-да], [ка-ро-ва] . Закрытый слог — слог, оканчивающийся на согласный звук: [стол], [ком-пас] . Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова. Некоторые лингвисты среди закрытых слогов особо выделяют слоги полузакрытые (или полуоткрытые), которые оканчиваются сонорными согласными.
Прикрытые слоги – это слоги, которые начинаются с согласного звука, например, в словах: два, дом, стол . Неприкрытые слоги – это слоги, начинающиеся с гласного звука, например, в таких словах: он, акт, остр .
Определение мест деления на слоги
В принципе, в школьной программе определить количество слогов в слове несложно: сколько гласных в слове, столько и слогов. А вот определить куда «тянутся» согласные (к какой гласной) — иногда вызывает трудности у школьников. Например, как правильно разделить: мо -л ва или мо л- ва ? Большинство лингвистов рекомендуют придерживаться следующих правил определения мест деления на слоги:
- В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор .
- В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): мол-ва, Сонь-ка, со-лом-ка .
- В слове могут быть две согласные буквы, а звучать один звук, например: изжить [иж:ыт’] . В данном случае два слога выделяются так: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. В слове уезжать деление на слоги будет у-е-зжать , а деление слова для переноса — уез-жать .
Обратите внимание! Переносы в слове могут не совпадать с местами деления на слоги. Результат деления на слоги можно использовать по вашему усмотрению, отталкиваясь от изучения программы в вашем образовательном учреждении.
- Сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц], поэтому при делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться , жмё-тся. А при переносе деление будет таким: вить-ся , жмёт-ся .
- Две одинаковые согласные буквы отходят к последующему слогу: о-ттечь , да-нный ;
- Две и более согласные обычно отходят к последующему слогу: ша-пка , ра-вный .Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный) звук: [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]. Например: бул-ка, стель-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка .
Правила переноса слов
Правила переноса слов в школьной практике рекомендуют переносить слова с одной строки на другую по слогам прежде всего с учетом морфемного строения. Хотя в настоящее время существуют лояльные правила, перенос слова мол-ва , сохраняющий целостность корня мол-, предпочтительнее, чем возможный перенос мо-лва в соответствии с фонетическим делением на слоги. Поэтому в подавляющем большинстве случаев слова переносятся с одной строки на другую по слогам: мо-ло-ко .
Основные правила переноса слов:
Нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку | НЕ правильно | ПРАВИЛЬНО |
1) одну гласную | о–дежда | одеж–да |
2) часть слова, не составляющую слога | просмо–тр | про–смотр |
3) согласную отрывать от следующей за ней гласной | дуб–овый | дубо–вый |
4) отделять от предшествующих букв Й, Ъ, Ь | бо–йцы | бой–цы |
5) переносить часть слова, начинающуюся с Ы | раз–ыскивать | ра–зыскивать |
6) согласную в конце приставки, если дальше следует согласная | по–дходить, ра–звязать | под–ходить, раз–вязать |
7) начальную часть корня, не составляющую слога | прис–лать | при–слать |
8) начальную часть второй основы сложного слова | пятиг–раммовый | пяти–раммовый |
9) две одинаковые согласные, стоящие между гласными ( кроме начальных двойных согласных корня: по–ссорить ) | жу–жжать, ма–сса | жуж–жать, мас–са |
10) разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова, аббревиатуры | спе–цодежда, КЗ–оТ | спец–одежда, КЗоТ |
Кроме случаев, отмеченных выше, деление на слоги при стечении согласных свободное : вес–на и ве–сна ;
сест–ра , се–стра , сес–тра ;
род–ство, родст–во, родс–тво .
Ещё раз повторим! Гласная буква, даже составляющая слог, не оставляется на предыдущей строке и не переносится на другую строку. Например, в слове ака-ция допустим перенос только в одном месте! сравните с делением на слоги: а-ка-ци-я .
НЕ подлежат переносу:
- Односложные слова. Они пишутся целиком на строке: лень, краб, сушь . Часть слова, которая не имеет гласной и поэтому не составляет фонетического слога, самостоятельно не переносится!
- Двусложные слова, имеющие фонетический слог из одной гласной: енот, соя, ящик .
- Буквенные и звуковые аббревиатуры: МАГАТЭ, ООН, НАТО .
- Различные сокращенные обозначения мер: 12 кг, 1918 г., 2345 км .
- Условные графические сокращения: и т.п. , и пр .
- Пунктуационные знаки и открывающие скобка и кавычки.
Вы смотрели конспект урока «Слог. Деление на слоги. Правила переноса».
Как выяснить причины кровотечения
Для определения причин этого явления нужно пройти диагностику. Вначале проводится осмотр области ануса и пальцевое ректальное исследование. Врач осматривает и ощупывает (пальпирует) поражения перианальной области и прямой кишки. Пациенту назначаются:
- Аноскопия и ректоскопия, во время которых осматривается кишечная слизистая для выявления патологических изменений. При необходимости с подозрительных участков берется анализ на гистологию – обследование, при котором выявляется клеточный состав образования. Такая процедура обнаруживает раковые опухоли и доброкачественные новообразования.
- Анализ кала на гельминтов и простейших дает возможность исключить паразитические инфекции.
- Общий анализ крови и мочи показывает наличие воспалительного процесса и диагностирует анемию (малокровие), которая часто вызывается кровопотерей.
- Кровь на онкомаркеры СА 19-9, СА-50, РЭА – раково-эмбриональный антиген. Эти вещества образуются при раковых опухолях, в том числе поражающих толстый кишечник.
Помощь в составлении схем
Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.
Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.
Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.
Старайтесь , насколько это возможно , сохранять физическую активность на работе. Поднимайтесь по лестнице, паркуйтесь дальше от входа в офис, выйдите на одну остановку раньше. Помимо этого, есть еще несколько вариантов, которые помогут двигать ся больше .
— Если вы работаете из дома, купите себе гимнастический мяч и периодически садитесь на него вместо привычного стула. Это укрепит пресс и спину и заставит внимательнее относится к вашей осанке.
— Установите будильник, который срабатывает каждый час, чтобы напомнить вам о небольших физических активностях каждый промежуток времени. Достаточно даже сделать несколько махов руками и пару глубоких вдохов.
— Пользуйтесь туалетом на другом этаже, чтобы пользоваться лестнице чаще.
— Используйте телефон или умные часы, чтобы отслеживать , сколько шагов вы делаете. Старайтесь совершить 6-10 тысяч шагов в день.
— Во время обеденного перерыва попробуйте прогуляться по парковке, по улице или просто по самому офису.
Любое движение лучше, чем ничего. Добавление коротких тренировок в течение рабочего дня поможет вам сжечь больше калорий, снизит стресс и позволит вам оставаться более продуктивным в течении всего рабочего времени.