Advoriki.ru

Строй Дворики
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Башкирская Кухня

Башкирская Кухня

Ҡамыр:
0,5 л. — һөт,
150 гр. — аҡ май,
1 шт. — йомортҡа,
2 стакан — он,
1 аш ҡалағы — шәкәр ҡомо,
0,5 сәй ҡалағы — сода,
0,5 сәй ҡалағы — тоҙ.

500—550 гр. — әҙер балан.

1 йомортҡа — бәлеш өҫтө өсөн,
1 сэй ҡалағы — май таба майлар өсөн,
4 аш ҡалағы — шәкәр ҡомо
1 сәй ҡалағы — крахмал йәки манка.

Йомошаҡ ҡамыр баҫығыҙ. Баланды сүптәрен айырып әйбэтлэп йыуығыҙ, әҙерәк (0,5 стакан) һыу , 4 аш ҡалағы шәкәр ҡомон ҡушығыҙ, утҡа ҡуйып әҙерәк томалағыҙ. Баланды һыуытығыҙ, эсенә 1 сәй ҡалағы крахмал йәки манка һалығыҙ (бәлеш ҡырҡҡанда һуты аҡмаһын өсөн). Ҡамырҙы икегә булергә, бер бүлеме (бәлештен аҫты) ҙурыраҡ булырға тейеш. Ҡамырҙан ҙур киҫәген 5-7 мм ҡалыннығында йәйегеҙ һәм майланған, онланған табаға һалығыз. Камыр өҫтөнә һыуытылған баланды матурлап түшәп һалығыҙ, өҫтөнә әҙерәк шәкәр ҡомо һибегеҙ. Балан өҫтөнә икенсе йәйелгэн ҡамыр менән ҡаплағыҙ һәм аҫтағы ҡамыр менән берләштереп ситтәрен йәбештереп үрегеҙ. Бәлештен өҫтөндәге ҡамырын уртаһынан тишегеҙ (бешкәндә эсендәге пар сыҡһын өсөн), шул уҡ ҡамырзан бәлеш өҫтөнә япраҡтар эшләп биҙәп тә була. Бәлеште 200 С духовкала йәки мейестә 20-25 минут бешерегеҙ. Бешкән бәлештен өҫтөнән йомортҡаның һарыһын һөртөгөҙ.

Бишбармаҡ

бешбармак казань

Название блюда на башкирском языке пишется и произносится через «и». Если вы закажете бишбармак в ресторане национальной кухни, официант поставит веред вами сразу 3 тарелки. На плоском блюде подают вареную курицу с говядиной, картошкой и домашней лапшой. Мясо порезано увесистыми кусками, но оно настолько мягкое, что тает во рту. Бульон, в котором варили гущу, подают отдельно в суповой миске. В третьей тарелке – кислая сметана корот, чтобы блюдо не казалось чересчур жирным. Бишбармак едят руками, прихлебывая бульон глубокой ложкой. Башкирия славится этим блюдом – попробуйте его в Уфе или других городах региона.

улуюш башкирия уфа

Улюш – сытное башкирское блюдо, которое можно есть как суп или гуляш без бульона. Главный ингредиент похлебки – внушительный кусок жирной конины, говядины или курицы. Иногда повар комбинирует 2 вида мяса. Морковь и лук режут пополам или на четвертинки, варят в кипящем бульоне. Капусту тоже не шинкуют – рубят на крупные куски. Башкирский улюш невозможен без ароматных пряностей: тмина, шафрана, гвоздики, корицы, имбиря. Блюдо подают к столу с яркой шапкой свежей зелени и ложкой густого корота.

  1. В глубокую миску просеять муку. В центре сделать углубление и разбить туда яйцо. Аккуратно размешать.
  2. В воду добавить щепотку соли и перемешать.
  3. Тонкой струйкой вливая подсоленную воду в миску с мукой, замесить крутое эластичное тесто.
  4. Готовое тесто положить в полиэтиленовый пакет и убрать примерно на 30-60 минут. После этого тесто станет очень пластичным и легким в работе.
  5. Раскатать тесто в тонкий в пласт толщиной 1 мм, подсушить его и нарезать в виде квадратов или ромбов размером примерно 1,5 * 1,5 см. Слишком тонко тесто раскатывать не нужно, иначе салма разварится в процессе варки.
  6. Готовая салма подсушивается и убирается на хранение.
  7. Для подачи салму отваривают в мясном бульоне. Готовую салму разливают по пиалам вместе с бульоном и добавляют корот. Вареное мясо выкладывается на большое блюдо и подается отдельно.

Возрождение традиций

В 2017 году в башкирском селе Ижбуляк, оказавшемся на грани исчезновения после распада колхоза и закрытия школы, предприимчивые женщины решили возродить историю национального блюда и организовали цех по производству баурсака и чак-чака, чтобы обеспечить работой женщин. Готовили сладости по старинным рецептурам, ведь особая технология приготовления, которой владеют жители этой деревни, передавалась из поколения в поколения и не была утрачена. Сегодня она применяется в производственных масштабах. Уникальность заключается в том, что весь процесс приготовления ведется мастерицами вручную, с целью сохранения принципов старинной технологии.

Если раньше баурсак готовили для уважаемых гостей и по особым случаям, то сегодня можно есть его хоть каждый день. Сегодня у каждого желающего есть возможность приобрести баурсак в магазинах республики.

Так готовят баурсак и другие сладости в Башкортостане

Кстати, еще в апреле 2014 года в Уфе на площади имени Салавата Юлаева был изготовлен самый большой в стране баурсак — весом 179 килограммов. На него было потрачено 1006 яиц, 25 кг сахара, около 70 кг муки, 50 кг башкирского меда. Каждый желающий смог отметить свою причастность к этому событию, оставив памятную запись в специальной книге и сфотографировавшись на фоне самого большого баурсака. В специальной коробке часть угощения была отправлена Президенту России Владимиру Путину.

Читайте так же:
Как называется стул с колесиками

Ради чего стоит ехать в Башкирию

Фото: Дарья Миколайчук

Национальный колорит и бортничество

Всех прибывших в аэропорт столицы Башкирии встречают гигантские символы, стоящие на крышах терминалов: ѲΦѲ. Это башкирское написание слова «Уфа», ставшее неофициальным символом города и известное среди обывателей как «три шурупа». «Тремя шурупами» в Уфе назвали пиво и автокинотеатр, их увековечили в скульптурной композиции, они же стали причиной судебного спора между аэропортом и владельцем парковки, который хотел без разрешения использовать логотип на визитках.

Интересно, что, хотя вывески, указатели и таблички автобусов в Уфе дублируются на двух языках, башкирской речи на улицах города почти не слышно. Башкир в столице региона живет меньше, чем русских и даже татар.

Чтобы по-настоящему узнать Башкирию, недостаточно побывать в ее столице. Надо ехать в те районы, где башкиры составляют большинство населения. Например, в село Саитбаба Гафурийского района, где живут только башкиры. Здесь можно попробовать национальные блюда и кумыс, послушать башкирскую флейту курай и познакомиться с творчеством группы «Иман», исполняющей мунажаты — мусульманские песни религиозного содержания.

В Бурзянском районе, который расположен в центральной части Южного Урала, башкиров 90%. Почти в любой деревне там продается бортевой мед диких бурзянских пчел, живущих в дуплах деревьев. Бурзянский мед темнее и гуще обычного, поскольку смешан с пергой и воском, и отличается насыщенным вкусом.

Бурзянские пчелы занесены в Красную книгу региона. Охраной популяции занимается биосферный заповедник Шульган-Таш. Его посетителям предлагают не только экскурсии к ульям, но и ульетерапию — релаксирующую процедуру, во время которой человек спит на лежанке, находящейся над пчелиным роем. Он изолирован от пчел, но слышит их жужжание, ощущает тепло и вибрации, исходящие от улья, а также чувствует аромат меда.

С августа по октябрь туристы могут увидеть за работой бортников. Вооружившись традиционными инструментами, которые передаются от отца к сыну, они взбираются по деревьям на высоту до 16 м и аккуратно достают мед из дупла.

Наскальные рисунки времен палеолита

В том же Бурзянском районе находится Капова пещера (ее второе название — Шульган-Таш) с наскальными рисунками эпохи палеолита. Вход в нее выглядит грандиозно: это огромная каменная арка высотой 20 и шириной 40 метров. Рядом небольшое озеро с голубой водой.

Внутри пещеры три этажа с коридорами и галереями и подземная река. Рисунки, которым примерно 14 тысяч лет, расположены на втором этаже, на них — мамонты, лошади, верблюды, антропоморфные и геометрические фигуры. К сожалению, туристов к ним не пускают. Посетителям придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте — единственном зале, который доступен для осмотра.

Ехать до Шульган-Таша из Уфы около пяти часов. На последнем отрезке пути нет ни придорожных кафе с приличным сервисом, ни общественных туалетов, ни даже асфальта. Поэтому многие туристы, которые надеялись, что проделывают долгий путь ради оригиналов, остаются разочарованными. Экскурсоводы объясняют: выдыхаемый человеком углекислый газ повышает влажность и создает благоприятные условия для размножения микроорганизмов, разрушающих наскальную живопись. В пещерах Альтамира в Испании или Ласко во Франции доступ туристов к рисункам тоже ограничивают, чтобы их сохранить.

Тем не менее добраться до Шульган-Таша все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы в небольшом музее послушать рассказ экскурсовода о быте людей эпохи палеолита и увидеть пещеру. В ближайшие годы ее могут полностью закрыть для туристов. В нескольких километрах от нее скоро появится большой историко-культурный центр с новыми копиями наскальных изображений и археологическими артефактами. Его начали строить, потому что, несмотря на все меры безопасности, рисунки Каповой пещеры со временем постепенно разрушаются.

Фото: Дарья Миколайчук

Башкирские шиханы

В Стерлитамакском районе Башкирии можно подняться на вершину одного из трех шиханов: Куштау, Торатау или Юрактау. Это одиночные сопки, остатки рифов Уральского океана, который когда-то покрывал территорию региона. Возраст башкирских шиханов, по оценкам ученых, — 230–300 миллионов лет, и это одна из главных достопримечательностей республики.

Читайте так же:
Регулировка стула деми по росту

Раньше таких сопок было четыре, но шихан Шахтау почти полностью переработало предприятие «Сода» ради добычи известняка. То же самое могло случиться с Куштау и Торатау, если бы за них не заступились местные жители.

В течение нескольких лет активисты выходили на митинги, чтобы защитить Торатау. Им удалось добиться вхождения горы в состав геопарка. В 2020 году статус особо охраняемой территории республиканского значения получил Куштау.

Сейчас Торатау — популярное туристическое место. Шихан входит в состав геопарка, который организует туры. Вместе с его гидами-геологами можно взобраться на гору и поискать окаменелые моллюски или отправиться на конную прогулку по степи. Рядом с горой есть отель с юртами для ночевки.

Возле Куштау туристической инфраструктуры нет, но с вершины горы видны шламонакопители с отходами «Соды» — «белые моря», как их называют местные жители. На карьер, который находится на месте разрушенного Шахтау, тоже можно попасть — туроператоры проводят там экскурсии по согласованию с «Содой».

В целом поездка к шиханам, живым или мертвым, — хороший повод подумать о беззащитности природы и о том, что мы можем для ее сделать.

Курорт «Абзаково» Фото: Дарья Миколайчук

Уральские горы и кумыс

Башкирское Приуралье, Горная Башкирия и Башкирское Зауралье — это три зоны, на которые принято делить республику, отталкиваясь от природных особенностей.

В Башкирском Зауралье находятся два популярных горнолыжных курорта: Абзаково на горе Шайтан высотой 950 метров и «Металлург-Магнитогорск» на восточном склоне 942-метровой горы Яманкай. Горнолыжный сезон в Башкирии начинается уже в конце октября и заканчивается в начале мая, но туристы приезжают на курорты круглый год. Летом на вершины гор можно подняться на подъемниках, чтобы полюбоваться видами.

Походы — еще один способ провести время в горах. Например, спуститься с вершины Яманкай можно пешком, чтобы пройти часть Большой Южно-Уральской тропы. Это пешеходный маршрут длиной в 300 километров, который пролегает вдоль живописных мест. Его разработал уфимский блогер и путешественник Раис Габитов — популяризатор туризма в республике. Он хочет сделать в Башкирии аналог Ликийской тропы в Турции и Большой Аппалачской тропы в США. В отличие от американского маршрута, который по силам далеко не каждому, башкирскую тропу, по замыслу Габитова, пройти несложно. Ее участок, который идет от вершины Яманкай к подножью, включает в себя по большей части пологие спуски. По пути можно увидеть горные реки, водопад, скалу под названием Палец Дьявола и заброшенный пионерский лагерь.

В самом конце этой части маршрута, в долине у подножия горы, пасутся кони. Неподалеку в небольшом фургоне делают кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока. Свежий кумыс в горах совсем не похож на тот, что продается в мегаполисах. Он скорее сладкий, чем кислый. Владелец фермы Айтуган Фаттахов говорит: секрет башкирского кумыса в том, что лошади питаются горным ковылем.

Космогонический эпос

Самое известное сказание башкиров — «Урал-Батыр». Оно передавалось устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами, а впервые было записано в 1910 году. Сегодня его изучают в школах. Главный герой сказания Урал преодолевает множество препятствий и сражается с чудовищами, чтобы найти живую воду. Найдя ее, Урал оказывается перед выбором: выпить самому и жить вечно или вылить на землю, чтобы природа стала бессмертной. Он выливает воду и умирает.

Еще один известный башкирский миф — «Ете кыз» о семи красавицах, «схожих как две капли воды», которые предпочли гибель в озере бракосочетанию с мужчинами из вражеского племени. В память об этой легенде в центре Уфы построен фонтан «Семь девушек».

Одна из самых часто упоминаемых в соцсетях этим летом легенд рассказывает, как появились четыре знаменитых башкирских шихана, и отсылает слушателя к новостной повестке. Звучит она примерно так.

Читайте так же:
Стул по падежам во множественном числе

Гордый и заносчивый сын правителя Ашак без памяти влюбился в черноокую красавицу Агидель, дочь седого Урала. Джигит дарил ей дорогие подарки и все равно не мог покорить ее сердце. Чтобы показать свою силу, он даже убил другого джигита на ее глазах, но, испугавшись жестокости, Агидель решила убежать. Ашак помчался за ней верхом на коне. Когда он настиг ее, девушка в отчаянии попросила помощи у отца. Рассердился седой Урал и, чтобы уберечь дочь от надменного джигита, превратил ее в быструю реку. Вновь пустился в погоню Ашак, но никак не мог схватить Агидель — она выскальзывала из пальцев. Тогда он послал за ней своего сокола, но и тот не смог остановить течение реки. Понял Ашак, что не может жить без Агидели, вырвал из груди свое сердце и бросил к ее ногам. Замедлила течение Агидель, прикоснулась к сердцу, да уже не могла остановиться и навсегда стала речкой. С тех пор стоят четыре шихана: Куштау — там, где летел сокол, Торатау — где остановился конь Ашака, Шахтау — где стоял сам Ашак, и Юрактау — где упало его сердце.

Главная мысль многих произведений башкирского эпоса — человек сильнее всех сущих, и поэтому он должен думать о природе, ведь без природы не будет и людей. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию башкирской terra incognita. Жители Урала думали об этом сотни лет, передавая мифы из уст в уста, и продолжают думать сегодня, сражаясь с ОМОНом за шихан Куштау. В Башкирию стоит приехать, чтобы понять, насколько жизнь человека связана с его родными местами, и попытаться почувствовать единение с природой, стоя на вершине горы, спускаясь в пещеру или помогая бортнику добыть мед из дупла дерева.

Редакция благодарит «Ростуризм» за помощь в организации пресс-тура

"Количество башкироговорящих должно вырасти". Как будут считать результаты переписи

Деревня Басай в Башкортостане (архивное фото)

Численность башкир по итогам Всероссийской переписи населения может сократиться. Инвестиций в башкирские деревни практически нет, люди попросту вынуждены уезжать на заработки. Тем не менее в плане владения родным языком больших потерь ожидать не стоит, считает эксперт.

Существует утверждение, что в башкирском Зауралье идёт процесс депопуляции. В чем причина? В безработице и в отсутствии нужной инфраструктуры. Какова будет численность башкир по итогам заканчивающейся в РФ переписи? В каких условиях живут районы с преимущественно башкирским населением? Как башкиры относятся к своему родному языку? Об этом Татаро-башкирская служба Радио Свободная Европа поговорила с кандидатом экономических наук Вилюром Ахметовым.

— Вы специализируетесь на районах Зауралья, а это в основном районы компактного проживания башкир. Что там происходит в последние 10 лет?

Вилюр Ахметов

— В 2011 году была разработана специальная госпрограмма по развитию этого края. Сейчас в интернете можно найти много критики в её адрес, только вот конструктивной, обоснованной критики мало.

В районах Зауралья не всё так хорошо, есть проблемы с нехваткой рабочих мест. Безработица вообще сильно чувствуется, доход у населения небольшой. Но всё описывать в черных тонах тоже не стоит, потому что у разработанной госпрограммы всё же есть свои результаты. Успех зависит не только от ученых и составителей этой программы, многое связано и с людьми на местах, с управленцами, с простыми рабочими.

Вилюр Ахметов

Кандидат экономических наук, доцент. 17 лет проработал в Сибайском государственном институте, руководил факультетом экономики. Сейчас является научным сотрудником сектора экономики и управления развитием территорий Уфимского федерального исследовательского центра. Учёный специализируется на таких темах, как этническая экономика, этническое предпринимательство, развитие районов Зауралья.

Если посмотреть на историю этих районов, то до начала ХХ века Зауралье являлось локомотивом башкирской экономики. Тут сильно была развита золотодобыча, хороший доход приносили сельское хозяйство, промышленные сферы. Когда в советское время на первый план вышла добыча нефти, больше внимания стали уделять таким городам, как Уфа, Стерлитамак, Салават. Так было по всему СССР. А о районах Зауралья забыли. В 1970-80-х годах эту проблему стали обсуждать, появились новые организации, которые начали активно работать. До конца 1980-х-начала 1990-х всё было неплохо, ну, а затем кризис 90-х, начавшийся по всей федерации, затронул и эти края.

Читайте так же:
Перекраска венского стула в белый цвет

— Во времена президентства Муртазы Рахимова этим районам уделялось много внимания. Как вы оцениваете развитие в те годы?

— Конечно, до середины-конца 1990-х годов агропромышленность в этом крае развивалась. А потом стало сложнее. Связано это с общефедеральным кризисом. После распада Советского Союза случились реформы. Кризис не появляется сам по себе — его предпосылки формируются годами, и я бы тут не стал связывать это с тем, что "Башнефть" была продана "Роснефти".

В моей родной деревне, она расположена в Баймакском районе, в советское время располагался один из самых больших совхозов. Вот когда он обанкротился, тогда и были потеряны рабочие места. Молодежь стала уезжать в другие регионы, особенно в Сибирь, экономика затормозила. В Башкортостане мужчины зарабатывают на жизнь в Сибири.

Озеро Талкас

Судьба озера Талкас: "Мы с этой золотодобычи всё равно ничего не получим"

По своим личным наблюдениям могу сказать, что где-то 30% — а в каких-то районах и вся половина трудоспособного населения — искали работу в Сибири. Какой-то отдельный район выделить сложно, такая картина наблюдается в Баймакском, Хайбуллинском, Абзелиловском районах. Это общая тенденция.

— Получается, в башкирских районах и население сокращается. Правда, это касается Башкортостана в целом. Если сконцентрироваться на башкирских деревнях, как эта миграция влияет на состояние нации? Семьи неполные, всё хозяйство на плечах женщин? Как это сказывается на жизни в башкирском селе?

— Зимогоры (зимагурлык — крестьянин, уходящий на заработки "Idel.Реалии") были и в советское время, народ даже песни сочинял об этом явлении. Но не в таких масштабах. Рабочая миграция в Сибирь свойственна не только башкирам. В разных семьях ситуация тоже складывается по-разному: где-то мужья приезжают домой каждый месяц, а где-то — нет. Я бы обратил внимание на одну положительную тенденцию: мужчины уезжают на заработки, но через некоторое время всё равно возвращаются в свои родные сёла. Кто помоложе — открывают свои бизнесы, таким образом, они вносят свой вклад в местную экономику.

Архивное фото

Вымирающие районы РБ: смертность выше рождаемости не только на северо-востоке

Например, есть молодые предприниматели, которые занимаются средним бизнесом, фермерством, производством кумыса. Баймакский район в последние 4-5 лет является лидером по числу кооперативов. В Зауралье развивается и этнический туризм. Сейчас ведь время возможностей, никто не мешает — пожалуйста, работай. Многие бюрократические вопросы также решены.

— Вы говорите, что всё не так плохо, однако что происходит в башкирских деревнях? Уезжает ли народ в города?

— Нельзя сказать, что такого нет, однако в Зауралье брошенных домов — домов, где остались одни старики — не так уж и много. В начале 1990-х годов ситуация была очень сложная, а сейчас молодежь возвращается к себе на родину, пытается что-то делать у себя в деревнях. Конечно, есть проблемы с водой, с газом, с инфраструктурой. Эти вопросы постепенно решаются. Если сравнивать с соседней Оренбургской областью, у нас ситуация лучше.

В Хайбуллинском, Баймакском районах очень остро стоит вопрос дорог. Там красивейшая природа, а вот дороги ужасные. В Баймакском районе есть сёла, где-то до сих пор нет газа. Существуют проблемы с обеспечением населения водой. В горной местности все эти вопросы решать сложнее. Даже сотовая связь — и та ловит не везде. Из-за этого есть и те, кто уезжает из родных краев. На первом месте стоит экономический рост. Если будут создаваться новые рабочие места, если будет развиваться малое и среднее предпринимательство, вопросы языка и культуры будут решаться намного легче.

Вид на разрез "Мир" алмазодобывающей компании "Алроса" в Восточной Сибири, 4 августа 2017 года.

В поисках заработка. Жители Башкортостана уезжают работать вахтовиками

— И Радий Хабиров (глава Башкортостана — ред), и другие чиновники часто говорят о том, что и в башкирских деревнях, и в Башкортостане в целом есть проблема алкоголизма. Насколько изучен этот вопрос?

— В некоторых районах этот вопрос стоит очень остро. Есть даже конкурс "Аек авыл" ("Трезвая деревня"), в котором часто побеждают деревни Баймакского района. Среди молодежи я вижу, что есть мода на здоровый образ жизни.

Читайте так же:
Как выбрать поролон для стульев

Научных трудов на темы демографии и экономики пишется много. Могу сказать вот что: какую бы область не брать, нужно общаться с образованными людьми. Нужно вести свою работу, опираясь на факты и документы.

— Если говорить о национальном самосознании башкир, какие тенденции наблюдаются в Зауралье?

— В Зауралье большинство населения сейчас составляет башкиры. Генетическая память у этих людей была всегда, и она сохраняется. Даже если люди вынуждены уезжать в Сибирь, в другие регионы, нация и национальное самосознание остаются — кровь зовёт.

— Наблюдается ли в башкирских деревнях обрусение?

— Не считаю, что в башкирских деревнях в башкирских районах эта проблема стоит остро — там же много башкир. Но и отрицать это тоже не стоит, ведь телевидение, интернет делают свое дело. Однако в последние годы выходит много башкирских книг, работает национальное ТВ, в интернете есть контент на башкирском. Люди в этих краях говорят на башкирском, поют по-башкирски — в Зауралье обрусение идет медленнее. Среди молодежи процессы схожи.

Мои дети свободно говорят по-башкирски, 14-летний сын учится в башкирской гимназии. Когда мы жили в Сибае, вопрос изучения башкирского языка не стоял: дети в этих краях прекрасно общаются на башкирском.

Иллюстративное фото

"На север загнала нужда": как работают вахтовики

— А как дела в Уфе? Наблюдается ли тенденция русификации среди башкир?

— Мы в шутку говорим, что в Уфе живут башкиры, русские, татары и баймакцы. Башкиры, переехавшие в Уфу из Баймакского района, из других мест Зауралья, живут в столице активно: мы тесно общаемся, сами собираемся, проводим свои праздники. Баймакцы продают тут казылык, кумыс. Всё зависит от человека: если он пожелает создать себе окружение, это вполне возможно.

Но есть, конечно, и те, кто русифицируется. Такие люди есть среди всех народов.

Глава Всемирного Курултая башкир Эльвира Аиткулова

Муслюмово уже отдали. Почему Татарстан сдаёт назад в "переписной войне"

— Идёт Всероссийская перепись населения. Какова, по вашему мнению, будет численность башкир?

— По-моему, учитывая последние кризисы, общая тенденция такова: численность несколько упадет. Думаю, это коснется и башкир. Мне кажется, нынешняя перепись покажет падение численности всех народов. Причин много: и естественные смерти, и болезни, и, конечно же, пандемия коронавируса. Вирус ведь не обращает внимание на национальность, всех заглатывает.

Семей, в которых было бы 10-12 детей, сейчас практически нет — это явление осталось в прошлом. Общая тенденция приводит к сокращению численности населения: это наблюдается и у татар, и у русских — и башкир это тоже не обходит стороной. Есть и вопросы миграции: люди уезжают в поисках работы в другие регионы. По всей федерации так. Главное, чтобы перепись провели правильно и чтобы государство увидело эти процессы. Чтобы при разработке госпрограмм эти моменты были учтены.

— Как вы считаете, число тех, кто считает родным языком башкирский, сильно изменится по сравнению с 2010 годом?

— В этом вопросе в течение последних десяти лет был подъём. Поэтому я считаю, что число говорящих на башкирском вырастет. В Зауралье силён башкирский дух, башкирское национальное самосознание. Наблюдается позитивная динамика, языковая среда также претерпела рост. По итогам переписи количество башкироговорящих должно вырасти.

— Вы сказали, что перепись нужно провести "правильно". По-вашему, есть ли угроза занижения численности башкир?

— Я бы не стал выделять тут только башкир. В Башкортостане живут представители более ста народов, для каждого из них важно, чтобы посчитали верно. Мне кажется, разговоры, что кого-то могут записать "не в ту национальность", преувеличены. Никто ведь тебя не заставляет записываться тем-то или тем-то. Можно пройти перепись на Госуслугах. Главное, чтобы эту информацию потом не исказили.

Всероссийская перепись населения началась 15 октября и продлится до 14 ноября 2021 года. Её предварительные итоги будут подведены в апреле 2022 года, окончательные итоги Росстат опубликует в IV квартале 2022 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector