Склонение имен существительных по падежам
Склонение имен существительных по падежам
Изменение слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен существительных. Но есть слова в русском языке, которые являются несклоняемыми. Данная статья поможет освоить склонение по падежам быстрее и легче.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму. Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи). Рассмотрим подробнее данную тему.
Падежные окончания
При изменении имён по падежам меняется не все слово, а лишь его окончание. Оно зависит от склонения самого слова и от того, в каком числе (единственном или множественном) оно употреблено. В склонениях по падежам нет исключений, потому можно выучить наизусть окончания или пользоваться специальными табличками. Система падежных окончаний отличается для существительных и прилагательных имён.
Если вы не знаете, какое окончание подставить в том или ином падеже, есть простой способ проверить это без таблиц. Разберем пример.
Дети решали задачу на урок_.
На слух здесь можно подставить окончание -е или окончание -и. Какое из них верное?
Чтобы подставить подходящую букву, давайте сперва выясним, какой падеж употреблен, задав вспомогательный вопрос. Решали на (ком? чём?) урок_. Падеж – предложный.
Затем подбираем проверочное слово, у которого в предложном падеже отчетливо слышна гласная буква на конце. Оно должно иметь аналогичное склонение и быть употреблено в единственном числе.
«Урок» – имеет второе склонение и взято в единственном числе. В качестве проверочного возьмем слово «корабль». Плыть на (ком? чём?) – на корабле. Здесь в окончании буква «е» слышится отчетливо. Значит, и в слове «урок» мы будем использовать её. Вот что у нас получится:
Дети решали задачу на уроке.
Такой способ подбора окончаний достаточно прост. Достаточно понять принцип и уметь склонять разные слова.
Получите доступ к материалам вместе с комплектами
видеоуроков или электронных тетрадей
Современные инструменты обучения позволяют значительно сэкономить силы и время учителя. Комплекты содержат тесты, которые помогут проверить знания учеников, и видеоуроки, наглядно объясняющие учебный материал, а электронные тетради помогут закрепить полученные знания на практике.
Приобретая комплект, вы получаете возможность использовать его онлайн-версию, а именно все инструменты, которые описаны выше. В Вашем личном кабинете появятся все материалы комплекта, которые вы сможете раздавать своим ученикам и полностью управлять процессом обучения.
Дополнительно вы получите офлайн-версию материалов (ссылку для скачивания) и сможете пользоваться ими независимо от подключения к интернету.
Оформив подписку на предмет или класс, вы получите доступ к онлайн версии всех комплектов для использования на сайте. Годовая подписка в 5 раз дешевле комплектов в каталоге.
Практика и закрепление материала
В классе учитель обычно даёт множественные задания, чтобы проверить знания учеников по теме и немного попрактиковаться на письме. Но квалифицированные филологи придумали несколько интересных упражнений и для домашнего обучения.
Приведение слова в необходимую форму
Чтобы выполнить эту задачу, необходимо правильно раскрыть скобки:
- Я очень люблю своего … (папа), десятого числа мы едем с ним на море.
- Мы целый день ищем … (кастрюля), которая бы подошла для вкусного борща.
- На свой праздник Надя пригласила … (сестра).
- Я нарисую это в … (блокнот), иначе могу забыть.
- В июне магазин наконец-то открыл … (новый филиал).
- Сегодня прекрасный день, я приглашу … (друг) со мной погулять.
- Я просто ненавижу купать свою … (собака), но это необходимо делать каждый раз после прогулки.
- Ежегодно наш фонд проводит … (благотворительная акция), которая направлена на поддержку бездомных животных.
- Уже через пару дней мне нужно будет отдать … (книга), которую я взяла в долг у своей знакомой.
- На юбилей я подарю своей бабушке … (рубиновое кольцо).
- Куда бы положить этот неподлежащий … (магнит)?
Рассказ о любимой картине
Это упражнение будет очень полезно как и детям, так и взрослым. Его суть заключается в том, чтобы рассказать как можно больше о своей любимой картине. Начинать свою историю следует с названия предмета искусства. Далее, всё варьируется в зависимости от содержания картины. Вот пример одного из рассказов:
«На моей стене висит прекрасная копия картины Боттичелли „Весна“. Я вижу роскошный апельсиновый сад с интересными персонажами. На ней изображены божества и единственный ангелок, летающий над ними. Посередине расположена прекрасная Венера, которая олицетворяет любовь и природу. Она является центром картины, её главенство подчёркнуто с помощью главного атрибута — листьев мирта.
А также я замечаю мелкие детали, такие как детализация нарядов героев, их мимика и яркие апельсины на деревьях. Все персонажи будто бы парят над землёй, что показывает их божественное происхождение.»
Польза от этого упражнения не ограничивается повторением изучаемого падежа. Это ещё и хорошая психологическая тренировка, которая направлена на развитие креативного мышления и распознавание мельчайших деталей. А также, описывая картину, можно развивать свой словарный запас, иногда заглядывая в словарь, чтобы посмотреть значение нарисованных предметов.
Тест по пройденной теме
Каждый школьник всегда сталкивается с контрольными работами по родному языку. Чаще всего они вовсе не сложные и можно ограничиться лишь поверхностными знаниями. Но тест по лингвистике значительно отличается. Он направлен выявлять главные пробелы в знаниях, что значительно облегчит дальнейшую учёбу.
На какие вопросы отвечает винительный падеж:
- Кем? Чем?
- Кому? Чему?
- Кого? Что?
- Кто? Что?
В каком роде слова, оканчивающиеся на мягкий знак, не будут изменять своей формы:
- В женском.
- В мужском.
- В среднем.
- Во всех.
В каком из словосочетаний существительное поставлено в изучаемый падеж:
- Передать подруге.
- Забыть о встрече.
- Лежать у пруда.
- Записать фразу.
Какое существительное в этом предложении стоит в нужном падеже «Маша досмотрела дополнительную серию фильма и порекомендовала его подруге»:
- Маша.
- Серию.
- Фильма.
- Подруге.
В каком из предложных предложений нет существительного в рассматриваемом падеже:
- Даше подарили куклу.
- Мама купила новое платье.
- Следование запутанного дела.
- Завтра я спою песню Земфиры.
Если ученик ответил на всё вопросы правильно, то тогда он точно знает тему на твёрдую 5. В случае когда появились какие-либо загвоздки, то это верный признак того, что необходимо ещё детальнее изучить правило и немного попрактиковаться.
Иногда бывает так, что новую орфограмму оказывается очень сложно запомнить. В такие моменты необходимо спланировать порядок своих занятий и работы над ошибками. При грамотной организации своего времени выучить винительный падеж не составит труда. Важно никогда не отчаиваться и всегда быть готовым «грызть гранит науки».