Advoriki.ru

Строй Дворики
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему из-за шляпы и натюрморта комиссия не хотела принимать знаменитое полотно Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Почему из-за шляпы и натюрморта комиссия не хотела принимать знаменитое полотно Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Ужин в Эммаусе» — это картина Караваджо, знаменитого итальянского мастера барокко, выполненная в 1601 году. Заказчиком работы был римский аристократ и любитель старины Чириако Маттеи, брат кардинала Джироламо Маттеи.

Предыстория создания

Тридентский собор, созданный для борьбы с непрекращающейся угрозой протестантизма, заявил в 1563 году, что посредством изображаемых на картинах религиозных сюжетов об искуплении люди смогут познать благие намерения. Важно, чтобы чудеса, сотворенные Богом, были открыты глазам верующих, чтобы они любили Бога и развивали благочестие.

Время написания полотна предшествовало пришлось на время, когда церковь ощущала необходимость донести свое послание до верующих через религиозное искусство и требовала от художников особой ясности представления. Чтобы соответствовать этой директиве, старые мастера должны были быть, прежде всего, реалистичными. Караваджо был одним из первых в ряду таких художников: ярый реалист, его прямота и непосредственность вступали в полный контраст с утонченной элегантностью конца XVI века и маньеризмом.

Заседание клириков во время собора

Сюжет

Ужин в Эммаусе — популярная тема в христианском искусстве и кульминационный эпизод известного сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Апостолы приглашают незнакомца разделить с ними домашнюю трапезу. Они только с ним познакомились и, конечно, не знают кто это на самом деле. Истинную личность тайного незнакомца апостолы понимают, когда тот благословляет и ломает хлеб. Наступает осознание: таинственный гость на самом деле — Воскресший Христос. «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?». Мария Магдалина узнала Христа по Его голосу; Фома — по ранам; ученики, пригласившие Христа в дом в Эммаусе, — по преломлению Им хлеба. Святой Лука называет одного из апостолов Клеофой, но не идентифицирует другого. Позади героев недоумевающий трактирщик.

Мастерство Караваджо

Караваджо продемонстрировал на полотне конкретный момент в сюжете, когда два апостола осознали, что они стали свидетелями чуда невообразимой силы. Художник словно остановил момент, позволяя зрителям поразмыслить над чудом, пережить чувство потрясения и удивления, которое испытали два апостола.
Протянутая рука апостола справа от зрителя будто касается самого холста. Она направлена на самом глядящего на полотно. Этот жест словно говорит: «Посмотрите! Это чудо, чудо произошло». Локоть другого апостола выглядит так, как будто он действительно разорвал холст. Эта идея достигнута просто гениально: Караваджо разорвал куртку, которую носит герой, именно в месте локтя. Наконец, корзина с фруктами, ненадежно расположенная на краю стола, кажется упадет и разобьется об пол при малейшем толчке. Таким образом, Караваджо разрушает традиционный барьер между тем, что реально, и тем, что написано его кистью, и превращает сцену, которая произошла в прошлом, в то, что происходит сейчас, на наших глазах.
Караваджо наделяет свои религиозные картины чувством сильной драмы, мастерски используя свето-теневую технику (кьяроскуро). «Он никогда не выводил свои фигуры на свет, — писал Джованни Пьетро Беллори, теоретик искусства XVII века, — но помещал их в темно-коричневую атмосферу закрытой комнаты». Закрытая комната, о которой упоминает Беллори, является особенностью, которую можно увидеть во многих работах Караваджо. Картина выполнена в натуральную величину. Как это часто бывает в творчестве Караваджо герои имеют андрогинные черты (достаточно вспомнить «Лютниста» и «Вакха»). Изюминка не обошла стороной и Христа, который имеет явно женские черты лица.

Критика

Для многих мастерский реализм Караваджо зашел слишком далеко. В 1602 году он изобразил Святого Матфея для церкви Сан-Луиджи де Франсези в Риме. На нем был изображен босой святой, сидевший со скрещенными ногами так, что одна нога будто вырвалась из картины. По словам теоретика Беллори, картину комиссия отклонила, потому что священники увидели на полотне неприличие и бесстыдство. Священники явно не желали, чтобы на них падала грязная босая нога, даже если это всего-лишь полотно. По вердикту комиссии Караваджо должен был подготовить второй вариант сюжета. И он это сделал.

Читайте так же:
Как пользоваться духовкой gorenje электрической

«Ужин в Эммаусе» подвергся аналогичной критике, особенно со стороны Беллори. «Помимо рустикального характера двух апостолов и Господа, который показан молодым и без бороды, Караваджо показывает трактирщика, обслуживающего его со шляпой на голове. На столе — корзина с виноградом, инжир и гранаты — не по сезону». Действительно, Воскресение празднуется весной в Пасху, а Караваджо выбрал осенние фрукты. Для Беллори тот факт, что трактирщик служит Христу со шляпой на голове, было наивысшим проявлением хамства. А его критика того, что корзина с фруктами показана «не по сезону», демонстрирует строгое стремление к полной точности в описании евангельских историй.

Отсутствие приличия — частая критика, направленная против работ Караваджо. А его привычка показывать апостолов грязными, оборванными и неопрятными всегда могла вызвать оскорбление представителей церкви.

Джованни Пьетро Беллори

Натюрморт

Что касается натюрморта, выбор фруктов на столе, безусловно, обдуманный. В сочетании с другими предметами на столе он имеет символическое значение. Яблоко, гниющее здесь, является символом Искушения и Падения Человека. Луч света, отраженный на скатертичерез стеклянный сосуд является атрибутом Рождества Пресвятой Богородицы. Хлеб легко идентифицировать как символ тела Христа.

Жареная птица -символ смерти, а вот гранат — атрибут Воскресения. Наконец, жертва Христа символизируется виноградом, который Беллори критикует. Виноград — источник вина, которое является для римско-католической евхаристии символом крови Христа. Соответственно, Караваджо использовал корзину фруктов, чтобы подчеркнуть значение сюжета. Караваджо написал еще одну версию «Ужина» в 1606 году. Для сравнения, жесты фигур во втором варианте гораздо более сдержанны.

Несчастный случай в Париже

В одном из роскошных парижских домов, сдаваемых внаем, в 1672 году было обнаружено тело постояльца некого Жана-Батиста де Годен де Сент-Круа. Этот прожигатель жизни изрядно задолжал собственнику покоев, в которых умудрился умереть, и не ему одному.
Как была разоблачена французская отравительница маркиза де Бренвилье? Фото: Depositphotos

Как только труп увезли, кредиторы бросились разбирать имущество покойного. Наибольшее любопытство у них вызвала изящная шкатулка, заглянув в которую, почтенные граждане побежали к жандармам.

Вместо денег и драгоценностей ящичек скрывал письма пугающего содержания. Месье де Сент-Круа обсуждал рецепты ядов с известной своим благочестием маркизой де Бренвилье!

Согласно выводам медиков, автор и герой эпистолярного романа, нарушив технику безопасности, был убит отравой собственного производства. Переписку с уважаемой дамой он намеревался использовать для шантажа, а пока жертва не выкупила свои письма, пытался заработать, выполняя заказ для кого-то из своих непутевых приятелей, желавших поскорее получить наследство.

Злодейку де Бренвилье схватить не удалось — узнав о гибели своего подельника, она бежала. Поблуждав по Европе, убийца нашла приют в монастыре в Льеже.

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.

Караваджо неверие Фомы

Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

«Лютнист» Караваджо. Загадки и символы картины

Лютнист. Караваджо. Эрмитаж

Насколько дурная была репутация у художника, настолько прекрасны были его произведения. Скандальный Караваджо оставил после себя шедевры, один из них хранится в крупнейшем российском музее — Эрмитаже.

Картина: «Лютнист»

Автор: Караваджо (полное имя художника -Микеланджело Меризи да Караваджо). Даты жизни художника 1573-1610 гг.

Дата создания: 1595 год

Размер полотна: 100 × 126,5 см

Место постоянного экспонирования: Эрмитаж (Санкт-Петербург)

"Лютнист" Караваджо. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

«Лютнист» Караваджо. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

История картины

Картина «Лютнист» была написана Микеланджело Караваджо около 1595 года по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте. Позже ее купил друг дель Монте — антиквар и любитель искусства Винченцо Джустиниани. К XIX веку род Джустиниани обеднел настолько, что собиравшаяся столетиями коллекция в 1808 году пошла с молотка. Еще до начала торгов российский император Александр I лично попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа.

Лютнист. Караваджо. Эрмитаж. Фрагмент

Фрагмент картины «Лютнист» Караваджо

Загадки и символы

Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

Читайте так же:
Будет ли 12 сезон правил моей кухни

Ниже звучит один из знаменитых мадригалов Якоба Аркадельта «Белый лебедь», услышав ее, вы поймете, какая музыка вдохновила Караваджо на картину, наполненную музыкой.

Исследователи не могут четко классифицировать жанр «Лютниста». Это одновременно и «картина-гармония», вдохновленная изысканностью искусства перебирать струны, и грусть по скоротечности жизни (звук лютни, едва возникнув, сразу исчезает), и «апология Христа»: в букете-загадке слева внизу полотна цветы подобраны в соответствии с их символическим значением, принятым в искусстве того времени для криптограммы земной жизни Иисуса.

Александр I в 1814 году под Парижем

«Александр I в 1814 году под Парижем». Картина художника Франца Крюгера

Цветы, плоды и сосуд — символы Бога: он одновременно и цвет, и плод мироздания, и сосуд истины. По наполненности тайным смыслом это самая интересная часть полотна. Во времена Караваджо широко распространилась мода на шифры. Издавались специальные книги с пространными толкованиями всевозможных символов. Известно, что Караваджо пользовался ими. Каждый предмет имел сразу несколько значений, что еще больше расширяло смысловое пространство композиции.

Лютнист. Караваджо

Знаменитая картина в залах Эрмитажа

На картине «Лютнист» представлены следующие цветы:

"Лютнист" Караваджо. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

  • Ирис — символизирует явление Христа, несущего мир на землю. Поскольку этот символ связан с явлением Бога в мир, ирис еще воспринимался как цветок Девы Марии и иногда изображался вместо лилии в сцене Благовещения
  • Роза — символ страстей и крови Иисуса. Встречаются картины, на которых венец Христа представлен в виде венца из роз. Часто этот цветок связывают и с Богородицей, но она держит розу без шипов
  • Жасмин — символ любви и всепрощения. Белый цвет напоминает о чистоте и непорочности Иисуса
  • Маргаритка — символизирует детство Христа: Мадонна, желая подарить младенцу Иисусу цветок зимой, не нашла ничего и сделала его сама из белого шелка — получилась маргаритка
  • Шиповник — один из символов тернового венца Иисуса. Его красные плоды ассоциируются с каплями крови Христа, которые стекали с его лба во время пути на Голгофу
  • Апельсин — символ вечной праведности Господа. Ассоциация возникла потому, что у этого дерева не опадают листья. Апельсин также представляет собой символ мира, и его может держать в своих руках Иисус. Одновременно белые цветы апельсина ассоциируются с непорочностью и потому традиционно украшают Богородицу или венок невесты. Плод апельсина воспринимался и как символ райской жизни
  • Инжир (смоковница) — символ крестной муки и воскресения, то есть Божьего милосердия к людям. В Евангелии от Луки приведена притча. Некто имел в винограднике смоковницу, но на ней не было плодов, и хозяин хотел срубить ее. Однако виноградарь предложил подождать еще год: если и через год смоковница не принесет плодов, то тогда следует ее срубить. Так же Господь откладывает судный срок земному миру, надеясь на исправление людей
  • Слива — считалась символом верности, но принимала дополнительные значения в зависимости от цвета. Темная фиолетовая слива указывает на страдания и смерть Христа, желтая — на чистоту Иисуса, а красная представляет собой символ его милосердия. Белая говорит о его смирении
  • Груша — своей мягкостью и сладостью уподобляется мягкости и любви Бога к миру.

Караваджо

На картине Караваджо перед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши).

Картина «Лютнист» существует в трёх версиях. Самая удачная версия хранится в российском Эрмитаже. Другие находятся в Музее Метрополитен (Нью-Йорк) и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного.

Лютнисты караваджо

О Караваджо

Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.

Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.

Портрет Караваджо. Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана

Портрет Караваджо. Автор- Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана

Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.

Читайте так же:
Гараж совместно с летней кухней

Ссылка на статью о картине Караваджо «Положение во гроб», показанную российской публике на выставке «Roma Aeterna. Шедевры Ватикана» расположена здесь.

История одной картины: Караваджо – «Лютнист»

…В Эрмитаже есть избранная коллекция картин, которые являются лицом музея. Одна из них — «Лютнист» Караваджо. Великое полотно, шедевр, и одновременно — важная часть истории Эрмитажа. И не только, истории мировой живописи – тоже. Картина, о которой можно долго говорить.

Тайна «Лютниста»

Итак, что мы видим на этом полотне? Юношу (или девушку?) с лютней. На лютне заметна царапина – символ несостоявшейся любви или любовных переживаний. Мы видим и ноты — с басовой партией известного мадригала. Кстати, благодаря этим нотам в конце концов разобрались, что на картине изображен именно юноша: дело в том, что некоторое время полотно называлось «Лютнистка». Ибо в эпоху Караваджо, в XVI веке, изображения мужчин и женщин не особо различались. Время, когда было принято слушать пение кастратов – вот почему на картине образ молодого человека почти не отличался от образа девушки. Но если художник изобразил ноты с мужской партией, то и на полотне – мужчина и, видимо, он поёт. (Как-то Фонд «Эрмитаж-Италия» даже организовал концерт в Президентском дворце в Риме, где исполнялись итальянские мадригалы эпохи Караваджо).

…Так кто же изображен на картине? Может быть, Марио Минитти, поразивший Караваджо горделивой осанкой и красотой? Когда они встретились, Марио исполнилось шестнадцать, и он был одержим страстным желанием стать художником. Караваджо взял его к себе в помощники и, по слухам, был с ним неразлучен. Разумеется, в конце концов они поссорились и расстались – слишком горяч, несдержан и ревнив был мастер. Однако счастливые мгновения не забываются, и, если вглядеться в картину, то на партитуре можно прочесть надпись: «Вы знаете, что я люблю Вас, Вы знаете, что я любил Вас».

Пройдет много лет, и Марио – благополучный, счастливо женатый, успешный художник, спасет своему бывшему учителю жизнь: приютит его в своем доме в Сицилии, убережет от преследований.

А может быть, юноша на портрете – знаменитый испанский кастрат Педро Монтойя? Он выступал с хором Сикстинской капеллы и очаровал Караваджо своим искусством. Его голос обладал чудесной властью над сердцами: вызывая слезы, он одновременно напоминал о радости. Караваджо любил рисовать его томный сладострастный облик, беседовать с ним о музыке и поэзии и петь вместе с ним мадригалы: «Я люблю Вас и молчу, хотел бы я без слов Вам быть понятным».

В одну и ту же реку

… «Лютнист» был написан примерно в 1595 году по заказу покровителя Караваджо, кардинала Дель Монте. Увидев «Лютниста», друг кардинала, Джустиниани, богатый банкир и тонкий ценитель музыки, буквально влюбился в портрет. Он, правда, думал, что девушка, и, проникнувшись ее красотой, уговорил кардинала продать ему картину. Караваджо, увидев, что кардинал скучает без «Лютниста», нарисовал нового, но вместо вазы с цветами — клетку с щегленком, деревянную скрипку и кимвал.

Однако повторить ничего нельзя, чувства, с каким писалась картина, уже утрачены, они не возвращаются – остается лишь основная мелодия.

Караваджо

Караваджо «Лютнист». 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

На картине «Лютнист», кроме музыкальных инструментов, — еще и уникальный натюрморт из фруктов и цветов. Они потихоньку увядают, и, по голландской традиции, это напоминание о том, что все в мире бренно, красота не вечна и жизнь преходяща… Сам Караваджо говорил, что, изображая цветы и фрукты, он вкладывает столько же труда и вдохновения, сколько вкладывает в изображение человеческих лиц и фигур.

Читаем картину

Всё в этой картине – загадка, и если отгадаешь ее, многое станет понятным. Скажем, что такое лютня? Оказывается, эмблема любовников. Рядом с лютнистом – ваза с цветами, которая тоже говорит о многом: шесть цветов – шесть загадок, каждый – особенный знак и напоминание.

Дымчатый ирис — символ Христа, оберегающий от смерти и забвения.

Жасмин – любовь, которой не страшны никакие запреты.

Розмарин (морская роса) укрепляет любовь и хранит преданность.

Дамасская роза – символ молчания и застенчивой любви.

Ромашка помогает всем, кто просит о помощи.

Рядом с цветами – плоды.

Груши – символ долговечности и крепкой дружбы.

Огурец напоминает о движении и энергии.

Фиги – знак просветления (но и знак запрета).

Капуста – средство против невоздержанности и намёк на то, что кто-то из ваших друзей лукавит, хитрит с вами и что-то скрывает.

Читайте так же:
Значок верхнего гриля в духовке

Кто понимает, тот знает: увидеть во сне играющего на лютне – добрый знак, ждите радостных вестей от старых друзей.

Не пой мне, лютня, я прошу, не надо,

Не пой о том, к чему летят мечты…

Парфюм «Караваджо»

…Как-то в Эрмитаже провели музейный эксперимент «Ароматы картины Караваджо». Итальянский парфюмер предложил галерею запахов: перед картиной выставили сосуды с запахами цветов и фруктов, изображенных на полотне. А в последней колбе все запахи смешали. И в результате получились духи от Караваджо, их даже выпустили в продажу: терпкий пряный запах, отражающий эпоху, XVI век.

Вообще уникальность искусства – понятие относительное, ибо все хорошие картины художники не раз повторяли. Например, «Мария Магдалина» или «Даная» Тициана. Мне, кстати, нравится смотреть эти повторы, реплики, копии в других музеях: приятно сравнить Караваджо из Метрополитена с нашим, что хранится в Эрмитаже, и при этом не без удовольствия отмечать, что наш — лучше.

Между тем, при жизни Караваджо его работами так не восторгались как сегодня. Этот казус непонимания, что рядом гений, недооцененности, сопровождал многих художников, иных – всю жизнь. Это применимо и к скульпторам: например, широко известный итальянец Канова еще недавно считался скучнейшим, но зато лет сто назад – великим.

Гениальное чудовище со шпагой

«Гениальное чудовище, не знающее правил, – говорили о Караваджо, – он пришел, чтобы разрушить живопись».

Критики возмущались: «Чем прикажете восхищаться? Картины его наполняют люди толстые и вульгарные, с порочными, опухшими от пьянства лицами». Современники вспоминали о Караваджо: «Его недостаток состоял в том, что он не уделял постоянного внимания работе в мастерской. Поработал пару недель – и предавался месячному безделью, разгуливая со шпагой на боку и ножом за спиной, переходя из одного игорного заведения в другое. Так что ходить с ним было далеко небезопасно».

«Мне доводилось повстречать одного художника. Его звали Караваджо, – писал другой современник, – человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в какое-то неприятное рубище. Но, рисуя уличных мальчишек, жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».

Сам Караваджо говорил: «Главное для меня – не делать на холсте ни одного мазка, не подсказанного жизнью и природой». Пройдет много лет, и о Караваджо скажут: «Это простое и, действительно, новейшее искусство».

Луч света в темном царстве

…«Лютнист» – ранняя картина художника, и поэтому она сильно отличается от него же, более позднего, где много крови и драматизма. Здесь же драматизм только начинается, ведь Караваджо – это тот самый свет, который потом превратится в свет Рембрандта. Свет, направленный на нежное молодое лицо лютниста, превращающийся в… музыку, «звучащую» с полотна.

Свет. Его удивительные, таинственные возможности влекли Караваджо-художника. Он провел много времени в беседах с Галилеем, придумавшим телескоп, и с Джакомо делла Порта, автором великолепной книги «Естественная магия», исследующей оптику. Следуя совету ученых друзей, художник начал бороться с темнотой. Работая в темной комнате, он, словно кошка, постепенно приучил свои глаза различать в темноте фигуры и даже мельчайшие предметы. Теперь он, пробыв много часов в темноте, видит, как они проступают из мрака и царства теней.

«Один единственный луч света может творить чудеса, – говорил Караваджо. – Луч света, который преодолевает сопротивление сумрака – что может быть заманчивее?».

Действительно так, если судить по его живописи с ее волшебной светотенью, с ее таинственным новаторским светом.

Есть еще, правда, в живописи, кроме света, и… звук. Оказывается, не все музыкальные инструменты… звучат на полотне. Как-то Пол Маккартни ходил по Эрмитажу и показывал на примере современного искусства инструменты, которые изображены на картинах, взяв для примера Пикассо. Так вот, у Пикассо они не звучали. Загадка – почему они не звучат, не играют у Пикассо, и играют и звучат у Караваджо?

Как «Лютнист» попал в Россию

…Вообще-то за «Лютнистом» стоит огромный культурно-исторический контекст. Именно эта картина стала важной вехой в истории Эрмитажа. Купил ее император Александр I: по легенде, картину помог приобрести Виван Денон, создатель Лувра. То была эпоха дружественных отношений России и Франции, эпоха, когда возникло множество культурных связей, так что вполне возможно, что именно Виван Денон помог приобрести «Лютниста». По одной из версий, он приезжал в Россию, чтобы заработать и заодно приблизиться к Екатерине, однако на этом поприще потерпел фиаско. Но зато по дороге в Россию он увидел коллекцию Фридриха Великого и понял, каким способом собирает коллекцию Екатерина. Тогда-то (как опять-таки гласит легенда) Денон и принял решение сделать нечто подобное во Франции.

Читайте так же:
Молочная кухня для беременных в москве без прописки

…Ну, и нам, конечно, приятно осознавать, что идея создания Лувра, вполне возможно, зародилась у Денона именно в России.

Под сенью муз

…Кардинал Франческо дель Монте был опытным царедворцем, хитрецом, утонченным ценителем прекрасного и умницей. К тому времени, когда он увлекся живописью Караваджо, ему было чуть за сорок, он был красив, богат и удачлив. Обладатель изысканного вкуса, полиглот и меломан – он и сам играл на гитаре, клавесине и лютне. Собирал редкие музыкальные инструменты и книги. Стены его роскошного палаццо украшали картины Тициана, Леонардо и Брейгеля. В этот великолепный дворец кардинал пригласил Караваджо — жить и работать. Единственное его условие было такое: во дворце не должно быть никаких женщин.

…Что и говорить, кардинал не отличался скромностью и благочестивым поведением. Часто устраивал пиры, где танцевали юноши в женских платьях, но прославился он не только утонченным развратом – кроме женоподобных юношей кардинал искренно любил интеллектуалов, высоко ценя тонкие беседы. На его пирах, кроме танцующих юношей и, очевидно, изысканной кухни, всегда находилось место и умным разговорам. Говорили обо всем на свете: политике, археологии, точных науках и искусствах. Сюда часто захаживал и Винченцо Галилей, виртуозный скрипач, отец прославившегося на весь мир великого Галилео. Он часто спорил с Караваджо: «Живопись имеет дело с бездушными красками, а музыка порождает живые звуки и через них передаёт чувства».

Караваджо возражал: «Музыка – младшая сестра живописи, она не умирает и не исчезает, как мелодия, написанная вами». Художника поддерживал сын Винченцо, Галилео Галилей, когда-то мечтавший стать музыкантом и художником (как известно, он выбрал другую стезю — победило желание постигать тайны мироздания). Кстати, именно Галилео полагал, что «Лютнист», возможно, вызов Караваджо музыкантам. Он и написал мадригал «Живопись, которая звучит». «Музыка, – говорил Караваджо, – помогает родиться стихам, а стихи рождают музыку».

Сын эпохи

Караваджо прожил, как теперь говорят, «яркую» жизнь – вплоть до того, что не раз обвинялся в убийстве. Современники аттестуют его как человека грубого, неотесанного, несговорчивого, дуэлянта и драчуна. По слухам, он как-то ранил кинжалом человека, нелестно отозвавшегося о его картине, не раз попадал в тюрьмы, откуда благополучно сбегал, его бесконечным дракам (иногда со смертельным исходом), дуэлям, ссорам, скандалам несть числа. Долгое время считалось, что он был убит – причем незадолго до своего помилования (сидел за очередное «мелкое» преступление, но его постоянно прощали, брали на поруки за незаурядный талант), однако новейшие исследования (радиоуглеродный анализ скелета) показали, что он умер от болезни. На ту пору ему было всего тридцать восемь…

Поразительно другое — что этот, в общем, циник, драчун и, возможно, убийца, так глубоко проник не только в тайну живописи, став новатором, чье искусство до сих пор не стареет, но и – в библейских сюжетах своих картин – в метафизику Христа и христианства. Громадные полотна, написанные им 400 лет назад, до сих пор заставляют вздрагивать посетителей выставки – и не только из-за непревзойденного, виртуозного мастерства, в том числе и композиционного, но и благодаря тому глубокому чувству, каким вдохновлялся этот неумеренный человек.

на фото: Юноша с лютней. Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо). Италия, 1595 -1596 гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

8. Отдыx на пути в Египет, 1597 год

15 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе
Отдыx на пути в Египет.

Это произведение искусства вращается вокруг упокоения младенца Иисуса с Иосифом и Марией, когда они все собираются отправиться в Египет. Караваджо полностью захватывает сцену, изображающую мать Марию, спящую вместе со своим ребёнком, в то время как Иосиф видит рукопись для ангела, чтобы сыграть гимн. Это была первая работа художника, выполненная в большом масштабе, где ему удалось выйти из своего увлечения живописью в тёмных пространствах. Угол создаёт чувственную и светящуюся ауру, в то время как представление матери и ребёнка, кажется, выполнено очень тонко.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector