Новый формат: чем изакая лучше привычных суши-баров
Новый формат: чем изакая лучше привычных суши-баров?
Все помнят, как в конце 1990-х возникла повальная мода на суши-бары. Кто-то подсмотрел в Америке удачную интерпретацию японской кухни в знаменитые роллы «Аляска», «Калифорния», «Филадельфия», и привез этот формат к нам. Так, стали появляться первые азиатские заведения, например японский ресторан Izumi, где все сидели на коленях, пили саке и ели серебряными палочками. Начали приглашать японских поваров, которые делали суши, роллы и сашими, — тогда россияне смогли познакомиться со свежей рыбой и узнать, что ее можно есть, макая в соевый соус.
Ресторан «Планета Суши», 1999 год
Видимо, сочетание таких продуктов, как рис и рыба, было настолько удачным и привычным для российского менталитета, что японская кухня очень скоро стала народной традицией. Все это благодаря загадочному «умами», что в переводе с японского означает «приятный вкус», который возникает при употреблении в пищу высокобелковых продуктов с использованием соевого соуса, мисо-пасты, водорослей, ферментированных продуктов и даже чая маття. Появилось огромное количество сетевых заведений, которые существуют до сих пор, — это «Две палочки», «Якитория», «Тануки». Они постоянно расширяли свое меню и помимо привычных роллов и японских вкусов дополняли его новыми азиатскими блюдами. Тренд держался не один год, а в 2018-м он достиг своего пика.
Мужчина в возрасте 30 лет, Токио
По-видимому, у нашего четвертого респондента есть три разных завтрака, которые он часто ест:
1) Натто и жареное яйцо на рисе с супом мисо.
2) Оякодон (буквально означает «миска родитель ребёнок», это курица и яйца на рисе) с супом мисо
3) Здоровый завтрак в японском стиле (белый рис, натто, жареные яйца, холодный тофу и суп мисо)
Эти парни не привыкли делать вещи в пол силы, не так ли? Очевидная победа над бутербродом набегу, с одновременным поиском второй пары для носков …
Материалы и отделка
Потолок
Классическим вариантом потолка в японском стиле является однотонное натяжное полотно. Желательно, чтобы поверхность натяжного потолка была матовой, поскольку глянцевый блеск противоречит правилам данного направления в дизайне. Аналогом натяжному потолку могут стать стеклянные матовые плиты с умеренной подсветкой.
Стены
В традиционных японских помещениях на стенах часто встречаются деревянные рамы, обтянутые рисовой бумагой, однако, при частичной стилизации комнаты достаточно использовать подходящие по оформлению обои.
Стены квартиры в японском стиле также можно задрапировать тонкими натуральными тканями, цвет которых должен быть максимально приближен к оттенку напольного покрытия.
Идеальным материалом для пола в японском стиле станет натуральное светлое дерево. В том случае, если этот вариант покажется вам слишком дорогим, всегда можно прибегнуть к бюджетному решению вопроса.
Ламинат из бамбука – отличная замена натуральному дереву, а его внешний вид не менее удачно подчеркнет тематику выбранного интерьера.
Соблюдая главные правила японского стиля в оформлении помещения, не следует забывать и о размещении плетёного коврового изделия (татами). Его можно постелить под комодом или столиком для чаепития.
Функциональность и простота
В стране где доминируют строгие традиции, устойчивые взгляды и представления с низким уровнем художественного восприятия — развитие искусства, в том числе и мебельного развивалось медленными темпами.
Древне-китайские мастера не имели в своем распоряжении сложных инструментов, так же у них отсутствовали особенные техники производства мебели. В то время практически все изготавливалось из бамбука — это был действительно универсальный материал.
Самое необходимое
Быт в древнем Китае отличался аскетичностью. Мебель была только самая необходимая. Из ранней истории мы знаем, что, как и большая часть азиатских народов, китайцы предпочитали сидеть и спать на полу.
Для этих целей изготавливались специальные циновки, и уже под них делали столики наделенные низкими ножками.
Со временем в древнем Китае стало популярным сидеть на стульях, за столом принимать пищу, время сна проводить в кроватях.
Без лишней роскоши
Несмотря на то, что начало развития мебели наблюдается лишь с 14-го века, в ней не видно необычных и удивительных предметов. Если сравнивать со странами Запада, то китайская мебель того времени отличается скромностью и простотой форм.
Лаковая мебель
Покрытая лаком мебель была очень популярна в древнем Китае. Еще 2500 лет назад была освоена техника покрытия лаком поверхностей предметов мебели. И благодаря знаменитому шелковому пути, со временем эту технику освоили в Европе и лаковая мебель в западных странах набирала большую популярность вплоть до 18-го века, затем постепенно пошла на спад.
Такая мебель была с красным или коричневым фоном и золотой отделкой. Еще использовали технику резьбы по лаку.
Инкрустированная мебель
Китай дал миру много интересных технологий, одна из них — техника инкрустации. Вставки из различных материалов выступали над поверхностью предмета, чаще всего это были вставки сделанные из драгоценных камней и металла, слоновой кости и черепашьего панциря, перламутра и других материалов.
Кровати
Быт китайцев был скромный и поэтому если нужно было например кровать купить, то она должна быть недорогой и функциональной, чтобы не приходилось потом переплачивать.
В древнем и средневековом Китае изготовленные кровати больше были похожи на диваны.
При изготовлении кроватей использовали черное и розовое дерево, а также тик. Их ограждали, иногда украшенными орнаментами и рисунками, тремя спинками. Ложе сплеталось из лыка и тоже украшалось рисунками.
В домах богатых китайцев можно было встретить закрытые, вмонтированные в стену, кровати.
Кровати были и для особых случаев — парадные. Их украшали решетками, орнаментами, они имели форму сферы.
Для гостей и курения опиума предусматривались простые ложа.
Стулья
Сделанные из бамбука стулья имели простую форму. В Древнем Китае изготавливали стулья со спинками, складные и простые табуреты на прямых ножках. Подлокотники на стульях были немного изогнутыми.
Также такую мебель украшали резьбой, различными фигурами и узорами.
В богатых домах можно было встретить — покрытые лаком, украшенные красивой резьбой, изысканные табуреты. Помимо их прямого назначения они еще использовались в качестве подставки для цветов, это делать позволяла их конструкция, благодаря которой табуреты ставились друг на друга.
Китайский стол
Столы в древнем Китае также имели в основном практическое значение и никто не придавал им художественной ценности. Столешницы столов выделяли рамкой с тонкой резьбой. Поначалу ножки столов были прямыми, но немного позже появились S-образные ножки украшенные резьбой и орнаментом, которые и принесли знаменитость китайской мебели.
Интерьер китайских домов изобиловал разными нишами, шкатулками, вазами и прочее. Небольшая площадь домов и малое количество в них комнат компенсировалась ширмами, занавесями и перегородками. Также в Китае впервые появились обои из бумаги.
Позже все это было завезено в Европу и пройдя адаптацию под западный стиль стало неотъемлемой частью любого жилища.
Китай можно смело назвать родоначальником современного интерьера, ведь большинство вещей и предметов не утратили своего назначения с древних времен, они просто трансформировались под наш век.
Разновидности
Японская культура, быт и традиции оставили яркий след в формировании внешнего вида обуви. Как и в других странах, тип ее определяется географическими и климатическими условиями проживания коренных жителей. Изготовленная из дерева, сплетенная из тростника или пошитая из ткани японская традиционная обувь поражает своим разнообразием.
Наиболее популярный вид традиционной японской обуви из дерева – гэта. Изобретена для передвижения по улице более двух столетий назад. Благодаря особой форме (плоская деревянная дощечка закреплена на двух брусках-столбиках), гэта получила еще одно название – скамеечка. На ноге она фиксируется между большим и указательным пальцами кожаными ремешками, шнурками или тесемками и внешне напоминает современные вьетнамки.
Ношение гэта выработало у японок особенную походку. Деревянная плоская обувь на достаточно высоких подставках-брусках не позволяла делать широкие шаги, из-за чего женщины передвигались максимально плавно (как будто возвышаясь над землей). Усиливали эффект парения узкие кимоно, сковывающие движения.
Наклоненный вперед скос деревянной основы гэта характеризовал обувь актеров. Мужские модели изготавливали строго прямоугольной формы, на женские такие ограничения не распространялись. Традиционные японские гэта надеваются на специальный белый хлопковый носок с выделенным большим пальцем. Стоит отметить, что на первый взгляд непрактичная и очень неудобная обувь для древних японцев имела важное значение: высокая танкетка помогала в процессе выращивания риса, сбора урожая плодов с деревьев, облегчала передвижение по грязи.
В зависимости от функционального предназначения, гэта отличались высотой каблуков «ха» (зубов), декором:
- Яки-гэта. Отличительной чертой таких моделей является прожженная, отполированная внутренняя поверхность. Такая обработка дерева упрощает процесс ухода за изделиями.
- Нива-гэта. Отличаются лакированной подошвой и кожаным широким ремешком, фиксирующим ногу. Чаще всего их надевали при выполнении садовых работ.
- Ама-гэта. Предназначаются для дождливых дней. К деревянному носку лакированной подошвы крепятся специальные щитки для пальцев, защищающие ноги от воды и грязи.
- Нибонха-аши. Гэта на очень высоких подставках (свыше 30 см) с двумя зубами.
- Самбонха-аши. Модели на высоких подставках с тремя зубами.
Традиционная японская обувь гэта популярна до сих пор. Она является неотъемлемой частью национального костюма, который одевают в храмы, на торжественные мероприятия.
Ама-гэта
Нибонха-аши
Нива-гэта
Самбонха-аши
Яки-гэта
Поккури
Японская традиционная обувь поккури отличается высокой платформой (7-12 см) и оригинальным дизайном. Деревянную подошву покрывали лаком, разрисовывали орнаментами, оформляли росписью, изображающей летящих журавлей, обтягивали тканью, украшали металлическими колокольчиками. При изготовлении верха использовались рисовая соломка и шелковые ремешки. Подобные изделия носили только девушки – будущие гейши.
Поккури красного цвета носили молодые ученицы гейш, желтые надевали те, кто уже окончил курс обучения.
Дзори
Наиболее удобная для современного японца обувь, дополняющая традиционный образ с кимоно. Отличаясь от гэто, дзори внешне напоминает сабо с утолщениями на пятке. Для производства этих моделей используют не только дерево, но и высушенную траву игуса, обладающую бактерицидными свойствами, тростник, бамбук, рисовую солому. Дзори для торжественных случаев изготавливают из шелковой парчи.
Так называются ботинки с разделенными пальцами, появившиеся в 9 веке. Они имели шипы, протекторы, максимально защищали ноги, предназначались для самураев. В конце 12 века обувь приобрела популярность у ниндзя, так как позволяла двигаться бесшумно, заниматься борьбой, свободно бегать и даже залезать на деревья, стены.
С течением времени таби видоизменились, адаптировались под современные потребности. Сейчас они изготавливаются не только в виде классических высоких ботинок, но и сапог, кроссовок, сандалий. Обувь широко используется спортсменами, поэтому производители стараются максимально адаптировать таби под потребности бегунов, велосипедистов, паркурщиков.
Увабаки
Традиция разуваться перед тем как переступить порог дома, публичное заведение объясняет активное использование специальной японской обуви, которая называется увабаки. Это особый вид – легкие, гибкие туфли на плоской подошве. Базовый цвет увабаки белый. Но для некоторых случаев носок окрашивают, например, для определения года учебы в школе.
Варадзи (Варадзори)
Наиболее простая в исполнении повседневная обувь из Японии. Внешне схожие с современными сандалиями варадзи плетут из соломы. Длинные полоски зафиксированы спереди, оплетают ногу по бокам и пятке, завязываются на лодыжке. В эпоху феодалов такую обувь носили самураи и солдаты асигару. Варадзори практически невесомые, не утяжеляют ногу при ходьбе. Подобная обувь поможет без труда преодолеть большие расстояния. Для современной Японии варадзи – традиционная обувь буддистских монахов.
Что касается декора, в Японии очень строгий подход к оформлению обуви для разных случаев жизни. Так, модели, дополняющие костюм для торжественных мероприятий (например, свадеб), посещений храмов украшались резьбой, парчовой тканью. По декору можно было определить, к какому сословию относится хозяин обуви. Для высшей знати изготавливали модели из дорогих пород дерева, украшали инкрустацией. Закругленный носок свидетельствовал о том, что по улице идет пожилой человек или священнослужитель.
Ниже представлены самые популярные виды суши нигири — с топпингом на подложке из риса.
Сашими — это сырая рыба. Когда ее кладут на рис (иногда с нори или листьями морских водорослей) — это уже суши. В стандартном меню японского ресторана можно найти следующие топпинги из сырой рыбы:
Ахи (тунец)
Суши Нигири с тунцом
Эби (креветка)
Суши Эби Нигири с креветкой
Сяке (лосось)
Суши Сяке Нигири с лососем
Унаги (угорь)
Суши Унаги Нигири с пресноводным угрем
Хамачи (желтохвост)
Суши Хамачи Нигири с желтохвостом
Ика (кальмар)
Суши Ика Нигири с кальмаром
Кани (краб)
Суши Кани Нигири с крабом
Хотатэ (гребешок)
Суши Хотатэ Нигири с гребешком
Тако (осьминог)
Суши Тако Нигири с осьминогом
Тай (морской окунь)
Суши Тай Нигири с морским окунем
Изображения на банкнотах и монетах
Бумажные купюры в повседневном употреблении называются «о-сацу», но в своем официальном названии деньги в Японии именуются «Нихон гинко кэн», что означает «билеты Банка Японии». Отличительная черта этих банкнот заключается в изображенных на них представителях творческой интеллигенции. Так, на купюре в 1 000 иен представлен врач-бактериолог Ногути Хидэе (1876-1928), посвятивший свои научные работы сифилису и амариллезу. А банкноту в 10 000 иен представляет известный просветитель XIX столетия Фукудзава Юкити (1835-1901), оказавший значительное влияние на общественную мысль.
Рисунок и дизайн японских монет выдержан в культурных традициях государства. На аверсе чеканится их номинал и год выпуска, на реверсе – изображения из растительного мира Японии. К примеру, на реверсе монеты достоинством в 1 иену показана крона денежного дерева, а в 500 иен – куст цветущей примулы. В зависимости от номинала монеты изготавливаются из алюминия, латуни, бронзы и медно-никелевого сплава. Все они обладают правильной круглой формой, а монеты стоимостью в 5 и 50 иен к тому же имеют отверстие по центру.