Украшение трибуны для конференции, форума, выступления
Украшение трибуны для конференции, форума, выступления
При проведении важных официальных мероприятий с большим числом участников, на котором подразумеваются выступления, доклады и обсуждения выбираются помещения со сценой или кафедрой. Для выступающих необходимо устанавливается тумба для выступлений (она же трибуна или стойка лектора). В данной статье описываются основные приемы украшения сцены, президиума и тумбы для выступлений на конференции или форуме.
Зачем певцам наушник в ухе
Во время выступления не так-то просто улавливать ритм музыки, которая на сцене звучит несколько иначе. По сути, певец на концерте находится в окружении сильного шума, мало напоминающего ту музыку, которую слышит зритель. Чтобы слышать себя и мелодию, приходится использовать специальные устройства. Это основная причина, зачем певцам наушники в ушах на сцене. Для новичков важно не растеряться и не забыть текст песни в стрессовой ситуации, в этом случае также выручит миниатюрное звуковое устройство.
Функциональное назначение
Представьте, вы стоите на сцене. Установлено множество колонок сложной акустической системы, которые обращены в зал. Вы слышите только очень громкий и гулкий шум, который соединяется с шумом огромного числа зрителей. На вас светят мощные осветительные приборы. В такой ситуации певец не слышит ни мелодии, ни собственного голоса, не попадает в ритм и ноты, и начинает жестко фальшивить.
Устройство заглушает окружающий шум и по собственному каналу транслирует мелодию с вокалом или без. Обязательное условие — музыка должна до доли секунды соответствовать тому, что идет из колонок зрителю. Также в мониторы певца поступает звук от его микрофона, то есть его собственный голос в данную секунду. Так звезда определяет, насколько верно исполняет композицию, попадает ли в ноты, оценивает громкость.
Персональный мониторинг применяется не только среди певцов, музыканты-инструменталисты применяют наушник в ухе, чтобы качественно сыграть свою партию в общей композиции. Ударник слышит ритм, а гитарист свою музыку. Персональный мониторинг необходим только на больших концертах, когда используется электронная музыка, сложная и мощная акустическая система.
Устройство состоит из «ушей», микрофона, передатчика сигнала. Передатчик располагают сзади на поясе или на одежде, и с мониторами соединяют через кабель. Беспроводное соединение ненадежно, тем более на сцене, где множества помех от огромного количества разной техники. Микрофон в этой системе может отсутствовать, если артист использует его отдельно.
Какого рода используют наушники
Какие качества устройства важны для певца:
- надежное крепление;
- хорошая звукоизоляция;
- минимальные размеры;
- красивый дизайн;
- чистое качественное звучание;
- отсутствие помех.
Поэтому и применяют внутриканальные мониторы с проводным соединением и арматурным излучателем. Такие устройства для выступления полностью удовлетворяют перечисленные запросы.
Арматурные наушники могут иметь минимальные размеры, интересный дизайн корпуса и дают лучшее качество звучания. Они по праву считаются профессиональным средством для персонального мониторинга.
Иногда певцам приходится довольствоваться менее дорогим вариантом — внутриканальным наушником в ухе с динамическим излучателем. Так устроены все стандартные устройства, которые идут в паре со смартфоном. В этом случае размер и форма мониторов ограничена, так как круглый динамический излучатель больше арматурного в виде блока. Поэтому дизайн стандартный. Отстают динамические наушники и по качеству звука. В нем не будет той чистоты, точной передачи, и всех звуковых нюансов и полутонов.
Расскажите в комментариях, какие наушники используете вы. Быть может, у вас профессиональные мониторы с арматурным излучателем, и вы используете их как-то по-особому. Или есть интересные случаи на концерте любимых звезд, связанные с использованием мониторов.
Детали
Наушник в ухе певца — это важный профессиональный инструмент. От его качества может зависеть многое. Поэтому часто амбушюры и корпус устройства изготавливают индивидуально по слепку уха. Такие мониторы называют кастомными и стоят они очень дорого. Но результатом будет надежная фиксация в ухе и удобство при многочасовом ношении. Певец также может заказать особый дизайн, который будет соответствовать его образу на сцене. Например, японские айдолы всегда используют очень яркие и необычные по форме аудио аксессуары.
Кроме конструкции и внешнего вида важна правильная настройка. Опытные артисты используют только минусовку, когда в «ушах» играет мелодия без вокала, синхронизированная с музыкой в колонках. Это помогает певцу петь в такт мелодии. Иногда даже применяют только один маленький наушник. Для менее опытных нужно слышать собственный голос, чтобы контролировать качество и громкость пения. А иногда дополнительно используют и запись вокала, чтобы повторять его. Настроить наушник в ухе можно и так, чтобы с одной стороны была минусовка, а с другой собственный голос.
В каких-то экстренных и форс-мажорных ситуациях мониторы используются для предупреждения певца о чем-либо. Например, что порядок песен придется изменить.
Случается, что артист вынимает устройство из уха посреди концерта. Причины могут быть разными:
- он хочет слышать зрителей;
- произошел сбой, и наушник передает не то что нужно;
- у артиста банально устало ухо, ведь несколько часов с плотными затычками в ушах — это серьезное испытание.
Это рискованное занятие, так как на слуховой аппарат певца резко обрушивается сильный шум, что может сбить его с толку, а иногда даже привести к временным проблемам со слухом.
Что умеет Алиса и с какими колонками работает
Функции Алисы на каждом устройстве — одинаковые. Их полный список перечислен на официальной странице
и в мобильном приложении голосового помощника.
Алиса имеет доступ ко всем сервисам Яндекса, а вы можете обращаться к ним с помощью голосовых команд. Например, запускать любимые треки на Яндекс.Музыке, заказывать Яндекс.Такси, строить маршруты на Яндекс.Картах, искать информацию в браузере, узнавать расписание поездов и погоду в любом городе мира, а также заказывать товары на Яндекс.Маркете.
В основном колонки используют для прослушивания музыки, и умные устройства не исключение. Но в smart-колонках появляется голосовое управление воспроизведением: пауза, уровень громкости, выбор плейлистов на Яндекс.Музыке. Также можно спросить Алису, что играет в данный момент.
Если колонка поддерживает подключение к телевизору или монитору, то Алиса сможет включать видео на КиноПоиске, YouTube и Яндекс.Эфире. Например, по запросу «Найди видео с котиками» колонка выведет на экран список доступных роликов. По аналогии с музыкой воспроизведение видео также управляется голосовыми командами.
Кроме мультимедийных возможностей, Алиса работает виртуальным помощником: она ставит таймер и будильник, напоминает о важном событии, подсказывает перевод непонятных фраз, составляет список дел или покупок, конвертирует валюту и многое другое.
Если в вашем доме есть розетки, лампочки и другие устройства с поддержкой Алисы, то колонка станет центром умного дома. Например, отдавая команды колонке, вы сможете выключать свет, водонагреватель и прочую технику.
И наконец, с Алисой можно просто поговорить, если вы заскучали. А детям будет интересно поиграть с голосовым помощником в города, викторины и загадки. Еще Алиса умеет говорить тосты, рассказывать анекдоты и любопытные факты.
: зачем директору «Ситилинк» 8 умных колонок дома?
Irbis A — компактная и недорогая
Самая маленькая и недорогая умная колонка с голосовым помощником от Яндекс. По размеру ее можно сравнить с чашкой для капучино: около 9 см в диаметре и высотой 5 см.
Оснащена одним динамиком мощностью 2 Вт и двумя микрофонами. Модель поддерживает Bluetooth, у нее два разъема (microUSB и AUX OUT) для вывода звука на внешнюю акустику.
Работает только от сети, так что в дорогу такую колонку не возьмешь. При покупке устройства в подарок полагается 6 месяцев подписки на Яндекс.Плюс.
- Основные характеристики вокальных микрофонов
- Направленность
- Однонаправленные
- Двунаправленные (восьмерки)
- Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)
- Динамические
- Конденсаторные
- Ленточные
- Беспроводные (радиомикрофоны)
- USB-микрофоны для вокала
Основные характеристики вокальных микрофонов
Во время поиска нужной модели вы встретитесь с техническими характеристиками. В них полезно разбираться. Хотя бы в основных. К ним относятся:
- направленность;
- частотность (АЧХ);
- чувствительность;
- уровень звукового давления (УЗД);
- уровень шума.
Направленность
Микрофоны по-разному воспринимают звуковые сигналы: какие-то «слышат» и передают, а какие-то отсекают. Это называют диаграммой направленности. Или просто – направленностью. Перечислим 3 известных типа:
- однонаправленные;
- двунаправленные;
- всенаправленные.
Однонаправленные
Улавливают сигнал, приходящий с одного направления, и нечувствительны к звукам с других сторон. Не требовательны к акустике помещения. Бывают кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные.
Самые распространенные – кардиоидные. Их диаграмма напоминает человеческое сердце: отсюда и название. Они воспринимают только сигнал спереди. Ограничивают нежелательные звуки, приходящие сбоку и сзади.
Суперкардиоидные и гиперкардиоидные имеют более узкую зону охвата спереди, но зато захватывают немного сигнала позади себя. Их небольшие различия видны на схеме.
Для чего подходят:
- Выступления на сцене. Улавливают только солиста. Либо солиста и аплодисменты из зала.
- Запись вокала в домашних условиях с несовершенной акустикой.
- Пишут живые концерты: не захватывают лишний шум от зрителей.
Двунаправленные (восьмерки)
Воспринимают сигналы спереди и сзади. Невосприимчивы к источникам звука, находящимся по бокам. Подходят для вокального дуэта, когда певцы стоят напротив друг друга.
Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)
«Ловят» все, что происходит вокруг. Интересно, что на низких частотах все микрофоны – всенаправленные. Таковы законы физики.
- Отсутствие «эффекта близости».
- Объемный звук.
- Низкий уровень собственного шума.
- На концертах.
- На репетициях, когда нет возможности озвучить каждого исполнителя коллектива отдельно. Омни-микрофон располагают в центре, а вокруг него – музыкантов.
- Для записи шумов на улице, воссоздания атмосферы в помещении.
Частотность (АЧХ)
Каждый преобразователь звука имеет свою амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), то есть по-своему передает разные частоты. Частотность измеряется в герцах (Гц). Бывают устройства с подъемом или спадом в области верхних, средних или нижних частот.
Для наглядности производители прилагают к каждой модели график. На нем изображена кривая частотности, что упрощает выбор.
Звучание одного и того же голоса при использовании приборов с разной АЧХ заметно отличается. Поэтому каждому исполнителю требуется устройство со своей АЧХ.
У вокалистов с пронзительной формантой в области верхних частот микрофоны, как правило, свистят и «ведутся» по верху. Им не стоит выбирать вариант с подъемом по верхним частотам. Если голос резко «верхастый», лучше остановиться на экземпляре с завалом по верхним или подъемом по нижним частотам.
Голос просто высокий, но не резкий? Тогда лучше не покупать устройство с завалом по верхам. Скроется красота тембра.
Для бархатных баритонов подойдет модель с хорошей передачей низких частот. Верхние же могут быть завалены.
Чувствительность
Чем выше чувствительность прибора, тем более тихий звук он улавливает. И наоборот. Характеристика измеряется в разных единицах. Для простоты понимания достаточно знать: чем ниже цифры, тем выше чувствительность.
Уровень звукового давления (УЗД)
Показывает, какой силы звук прибор передает без искажения. У каждого – свой динамический диапазон. Единица измерения – децибелы (дБ).
Уровень шума
Ясно: чем меньше собственный уровень шума, тем лучше. Высокий – частый минус дешевых устройств.
Общий уровень шума существенно зависит от качества остальной аппаратуры: предусилителя, усилителя, сети (питания), проводов. От грамотности подключения и настройки приборов.
Типы вокальных микрофонов
Существует 5 основных разновидностей. Каждая приспособлена для решения своих задач. Перечислим эти типы:
- динамические;
- конденсаторные;
- ленточные;
- беспроводные;
- USB-микрофоны.
Динамические
Так называемые катушечные динамические микрофоны для вокала предназначены прежде всего для выступлений на концертах. С ними также пишут вокал дома и в студии. Порой это делается специально, чтобы добиться в записи звучания голоса, как на концерте. Их используют для записи живых концертов.
- Прочные, надежные. Выдерживают падения, тряску. Переносят жару, холод, высокую влажность.
- Устойчивые к высокому УЗД, то есть громким звукам, перегрузу. Озвучивают концертный зал, стадион, спортзал.
- Не очень хорошо передают нюансы звучания.
- Обычно имеют неровную АЧХ.
- Не требуют дополнительного – фантомного – питания. Нуждаются в предусилителе.
- Как группа в целом – сравнительно недорогие.
Если вам не нужно активно двигаться по сцене во время выступлений и репетиций, проводной динамический микрофон отлично подойдет. Он устойчив в эксплуатации. Не подведет. Стоит недорого, а прослужит долго.
Конденсаторные
Идеальны для студийного вокала. При условии качественной звукоизоляции. Конденсаторные вокальные микрофоны требовательны к акустике помещения в силу высокой чувствительности. Зато в хорошей студии звукозаписи ваш прекрасный тембр точно не будет засорен отражениями.
Конденсаторные преобразователи звука отлично подходят и для вокала на сцене. Их используют на выступлениях наравне с динамическими. Правда, в отличие от последних, они более требовательны к хорошей аппаратуре и нуждаются в грамотном звукорежиссере.
- Не терпят небрежного обращения. В отличие от динамического «брата», конденсаторный после нескольких падений станет хуже звучать или даже сломается.
- Привередливы в эксплуатации. Требуют умелого использования. Иначе чувствительность обернется высоким уровнем шума.
- Требуют поп-фильтр. Он снижает звуковые помехи от дыхания вокалиста, взрывных согласных «Б-П», свиста от «С» и «Ф». Защищает устройство от попадания слюны: в ней содержатся вредные для оборудования соли. Тем самым продлевает срок службы.
- Обычно имеют ровную АЧХ.
- Детально передают высокие частоты.
- Конденсаторные омни-микрофоны превосходно передают низкие частоты.
- Быстрые атаки звучат ярко и чисто.
- Требует фантомного питания.
- По стоимости выше динамических.
Этот тип отлично подходит не только для профессиональной студии. Он хорош, если вы ищете универсальный микрофон для записи вокала и живых инструментов в домашних условиях. Вот несколько полезных советов школы «Fishbones»:
- Выбирайте устройство кардиоидной направленности, с большой диафрагмой от 1 дюйма (1”=2,54 см), желательно с ровной АЧХ.
- Учтите, что на конечный результат записи существенно влияют звуковая карта, предусилитель, компрессор, микшерный пульт.
- Что еще понадобится для организации домашней студии звукозаписи: «паук», поп-фильтр, стойка («журавль», обычная прямая или настольная), кабель нужной длины с разъемом XLR.
Ленточные
Используются для записи вокала в студии . Обладают высокой чувствительностью. Разновидность динамических. Правда, в отличие от концертных катушечных, очень хрупкие. И, пожалуй, самые капризные в эксплуатации. Требуют профессионального подхода. А ценят их за качественный глубокий звук.
- Нуждаются в исключительно бережном использовании. Иначе легко ломаются.
- Хорошо передают низкую середину, низкие частоты. Прекрасно подходят для низких мужских голосов: баритона, баса.
- Имеют небольшое заваливание на верхних частотах. Это не страшно: компенсируется при помощи эквалайзера.
- Фантомное питание необходимо.
- Дорогие.
Беспроводные (радиомикрофоны)
Состоят из микрофона, радиопередатчика и радиоприемной станции. Используют только в качестве концертных . На студиях беспроводные микрофоны для вокала не встретить: они не подходят для звукозаписи из-за сокращенного спектра частот.
Что полезно знать о радиомикрофонах:
- Дают свободу перемещения на сцене. В этом – их главный плюс. Если вы активно двигаетесь во время выступлений, общаетесь с публикой или работаете с подтанцовкой, то отсутствие провода – то, что вам нужно.
- Имеют ограничения по радиусу действия. Чем мощнее передатчик, тем на большем расстоянии может работать артист. Однако мощность возрастает вместе с ценой.
- Для большей надежности работы радиосистемы выбирайте модели с разнесенной антенной.
- Есть ограничения по использованию радиочастот.
- Зависят от батареек или аккумуляторов. А они быстро разряжаются. К примеру, одной батарейки хватает всего на 1,5 часа. Оборудование может отключиться внезапно. Не исключено, что в самый неподходящий момент.
- Не очень хорошо передают верхние частоты.
- При покупке сразу рассчитывайте, сколько микрофонов нужно: каждая база работает лишь с определенным количеством устройств.
- Нуждаются в грамотном подключении и настройке во избежание неприятных неожиданностей на сцене.
- Требуют бережной эксплуатации. Ремонт затратный и не всегда оправдан.
- Дорогие.
USB-микрофоны для вокала
Имеют низкие или средние показатели качества звука. Поэтому используются только для домашней демо-записи, стриминга, тренировок . Даже самый качественный USB-микрофон не заменит профессионального микрофона для вокала.
- Удобные. Подключаются проводом USB в порт компьютера.
- Не требуют фантомного питания, акустического провода, другой аппаратуры.
- Портативные. Просто брать с собой в гости.
- При работе дома желательно использовать акустический экран, чтобы не улавливались посторонние шумы.
- Сравнительно недорогие.
Какие модели выбрать
Во всем мире известны следующие производители: Shure, AGK, Sennheiser, Neumann, Rode, Audio-Technica. Какой именно микрофон купить для вокала? Назовем несколько моделей, которые хорошо себя зарекомендовали.
Динамические :
- Легендарный Shure SM58. Про надежность и прочность этой модели у звукорежиссеров ходит шутка, что им можно гвозди заколачивать. Используют как вокальные микрофоны для концертов и для записи.
- Shure SM7B. Просто создан для рок-вокала.
- RODE M1. Отличные микрофоны для живых выступлений. С кардиоидной направленностью, встроенным поп-фильтром, низким уровнем шума.
- Sennheiser MD421. Универсальное устройство: подойдет для вокала и инструментов.
- Для записи экстрим-вокала хорошие результаты дают Shure SM-7B, Shure Beta-58.
Конденсаторные, ленточные:
- RODE NT1A. Конденсаторный, с диафрагмой 1”. Микрофоны этой модели популярны для домашней записи вокала.
- RODE NTR. Ленточный, с диаграммой «восьмерка».
- RODE NTK. Ламповый.
Беспроводные :
- Shure BLX24E/PG58.
- AKG Perception Wireless 45 Vocal Set BD-A (530-560).
- Shure BLX288E/PG58 K3E.
USB-микрофоны для компьютера :
- RODE NT-USB.
- RODE Podcaster. Blue Yeti.
- RODE Podcaster. Blue Yeti Pro.
- Audio-Technica AT2020-usb.
Теперь вы знаете, как правильно выбирать вокальный микрофон. Что еще можно сделать:
Запись звука при репортажной видеосъемке: микрофоны и рекордеры
Все большее количество людей в мире занимается видеосъемкой, и львиная доля этой работы делается с записью речи. Качество звука, при этом, хоть и достигается меньшими материальными затратами и усилиями, не менее важно, чем качество самой картинки. Какие же простейшие способы звукозаписи можно применить в случае видеосъемки собственными силами?
Первый вариант — отвести для этого звуковой рекордер — устройство со встроенным микрофоном хорошего качества, сохраняющее запись на свою память в том или ином формате.
АудиорекордерВторой вариант — использовать внешний микрофон, который можно подключить к камере или другому устройству записи звука.
Внешний микрофона на камереЕсли требуется записать речь человека, может использоваться индивидуальный, либо петличный микрофон.
Рассмотрим эти варианты подробнее.
Микрофоны
Начнем рассмотрение устройств звукозаписи с микрофонов, так как они входят и в состав рекордеров.
Итак, микрофон, представляющий из себя отдельное устройство, часто называют внешним, в отличие от внутреннего, то есть, встроенного в камеру.
Самый распространенный вариант внешнего микрофона — накамерный, который, как правило, ставится на горячий башмак.
Основная характеристика микрофонов подобного типа — их направленность. По этой характеристике можно выделить несколько разновидностей микрофонов:
Направленный микрофон-пушка
Предположим, мы находимся на выступлении какого-то артиста, который стоит на сцене и произносит некую речь. Нам необходимо записать только его, причем сделать это со значительного расстояния. В то же время, остальные источники звука являются ненужными, во всяком случае, для данной звуковой дорожки. Для такой ситуации микрофон должен обладать максимальной направленностью, регистрируя звук в максимально узком секторе и отсеивая все, что происходит вне его.
Диаграмма направленности микрофона-пушкиМаксимально направленный микрофон ещё называется “пушкой”. Он, соответственно, “нацеливается” на важный источник звука.
Ненаправленный микрофон
Противоположностью микрофону-пушки является ненаправленный микрофон. Он записывает звук с одним уровнем со всех направлений. В идеале, например, его можно поставить между двумя людьми или в центре группы, и он записывать речь всех этих людей. То есть, он, например, является универсальным микрофоном для студийных интервью.
Кардиоидный микрофон
Среднее между направленным и ненаправленным микрофоном — так называемый кардиоидный микрофон. Он записывает звук в широком секторе, но ощутимо меньшем, чем 360 градусов. Здесь для объяснения проще всего привести рисунок диаграммы направленности кардиоидного микрофона.
Диаграмма направленности кардиоидного микрофонаКак мы видим, она по форме напоминает сердце, от чего и происходит название данного микрофона.
Более направленные микрофоны, в свою очередь, называют суперкардиоидными, так как они имеют уменьшенный сектор записи, по сравнению с кардиоидными.
Диаграмма направленности суперкардиоидного микрофонаБинаправленный микрофон
Последняя разновидность направленности — бинаправленные микрофоны. Как можно понять из названия, они записывают звук “с двух сторон”, подходя для тех случаев когда записывают два источника звука на один микрофон.
Диаграмма направленности бинаправленного микрофонаКроме характеристик направленности микрофона, важны его технические характеристики, которые и отвечают за качество звука, получаемого при его использовании.
Пожалуй, самая важная характеристика микрофона — чувствительность. Чувствительность микрофона показывает напряжение на выходе при заданном звуковом давлении и частоте. Фирма Zoom, например, указывает чувствительность в децибелах при 1Гц (единица измерения частоты) и 1Па (единица измерения давления), причем значения здесь отрицательные, и чем выше значение, тем меньше чувствительность.
Также, у микрофона может присутствовать фильтр верхних частот, который отсеивает звук ниже определенной частоты. Он помогает улучшить звучание получаемой записи, убирая лишний “гул”.
Немаловажным является источник питания. В зависимости от его типа, можно выделить две разновидности микрофонов:
- Использующие отдельный сменный элемент питания.
Rode Stereo VideoMic Pro Rycote
Rode VideoMicroСтоит отметить, что внешние микрофоны не крепятся жестко, а имеют упругий подвес в том или ином исполнении, гасящий вибрацию камеры.
Итак, микрофоны сами по себе сильно отличаются технически, и поэтому при их выборе нужно быть внимательным.
Все описываемые типы микрофонов предназначались для того, чтобы записывать с некоторого расстояния. А что, если нам необходимо записать речь одного человека, и есть возможность работать с ним индивидуально? В таком случае лучшее решение — петличный микрофон.
Петличная радиосистема Boya BY-WM5Петличный микрофон имеет компактные размеры, но несмотря на это, гарантирует хороший уровень звука, благодаря расположению близко к его источнику.
Рекордеры
Как говорилось, современный рекордер имеет встроенный микрофон и может кодировать запись в тот или иной формат с сохранением на флеш-память. Рекордер является “старшим братом” такого всем известного устройства как диктофон (предназначенного, по большей части, для более простых задач).
Однако, заглянув каталог какого-либо подходящего магазина, мы видим, что рекордеры существенно отличаются друг от друга по цене. В чем же между ними разница? Рассмотрим характеристики, которые отличают рекордеры между собой.
Количество каналов
Первая такая характеристика — количество каналов аудиозаписи. В младших моделях их два, в старших — четыре или шесть.
Двухканальный рекордер Zoom H1
Шестиканальный рекордер Zoom H6Большое количество каналов позволяет, например, подключить несколько внешних микрофонов к рекордеру, записывая одновременно звук с петлички, окружающий звук и так далее.
Сменные микрофонные капсюли
Второе отличие — возможность менять микрофонный модуль — так называемый капсюль. Эта функция присутствует на дорогих моделях и позволяет использовать различные типы микрофонов.
Например, у модели Zoom H6 могут использоваться:
- Разнонаправленный микрофонный капсюль типа X/Y.
Такой вариант хорош для тех случаев, когда требуется некоторый охват записи звука по ширине, но требуется сохранить максимальное качество источника в центре Например, данный капсюль будет удачным решением для записи концерта.
Этот модуль состоит из кардиоидного и бинаправленного микрофона и обладает широким охватом, близким к 360 градусам. Он годится для тех случаев, когда присутствует несколько источников звука. Например, он идеально подходит для формата интервью, позволяя записать голоса нескольких человек.
Это максимально направленный микрофон, предназначенный для конференций, лекций и тому подобных задач.
Разъемы
При выборе рекордера стоит обратить внимание на его разъемы. На простых моделях присутствуют линейные вход и выход, для подключения микрофона и наушников, соответственно.
Если рекордер предназначен для использования с различными профессиональными внешними микрофонами, на нем присутствуют так называемые XLR/TLR разъемы, рассчитанные на большее сопротивление. В частности, на топовой модели Zoom H6 четыре таких разъема, что позволяет подключить, соответственно, четыре внешних источника.
Прочие характеристики
Также, при выборе стоит обратить внимание на совокупность пользовательских качеств — размеры, вес, источник питания и так далее.
Технические данные рекордеров
Что касается технических характеристик, то наиболее важными для аудиорекордера являются:
- Чувствительность микрофона — данная характеристика описывалась выше в данной статье.
- Усиление — указывается отдельно для каждого микрофона рекордера и каждого микрофонного входа. Чем выше, усиление, тем лучше, так как оно расширяет возможности рекордера.
- Максимальный уровень звукового давления — опять измеряется в децибелах. По-простому можно сказать, что чем оно выше, тем более громкий звук может “воспринимать” микрофон.
- Характеристики формата записи. Рекордеры могут кодировать аудио в формате MP3, но большие возможности предоставляет формат WAV. Здесь необходимо обратить внимание на две характеристики:
- частота дискретизации (сэмплирования) — фактически, “разрешение” звукового сигнала, то есть количество моментов измерения характеристик звука на единицу времени. Измеряется в Герцах, на топовых моделях рекордеров доходит до 96 кГц;
- битрейт — количество бит информации о звуковом сигнале для WAV, или объем секунды записи для MP3.
В целом, необходимо отметить, что рекордеры имеют сбалансированный набор характеристик, все их электронные компоненты взаимодействуют идеально, в то время как у внешних микрофонов, при подключении их к камере и записи звука в основной видеопоток, качество будет ощутимо хуже.
Надо сказать, что в теме звукозаписи существует множество нюансов, которым можно посвятить отдельные материалы, наша статья, пожалуй, является вводной и предназначена для тех, кто еще только начинает определяться с тем, что ему нужно.
Функции актового зала в общеобразовательных организациях
Актовый зал многофункционален и используется обучающимися, педагогами и администрацией как универсальный инструмент для учебного процесса, творческой и организационно-педагогической работы.
- просмотры обучающих фильмов, презентации, занятия по музыке, пению и хореографии в рамках основной программы, факультативов и внеучебной деятельности;
- массовые общешкольные и студенческие мероприятия — театральные выступления, концерты, интеллектуальные командные игры;
- встречи руководства и преподавателей с родителями для решения общих организационных вопросов, знакомства со школой при поступлении в первый класс;
- педагогические, молодежные и студенческие, научные, научно-практические чтения и конференции.
Правильно подобранные мебель и оборудование для актовых залов позволяют создать удобную информационно-техническую среду и успешно реализовывать тематические нагрузки.
«За сценой»: Что скрывается за магией концерта
Когда на сцене любимая музыкальная группа, классический оркестр или модный диджей — это всегда невероятные эмоции и впечатления. Мощные трёхчасовые сеты или подборка любимых треков от артиста вживую звучат куда интереснее любой аудиозаписи.
Однако за выступлением, которое длится несколько часов, всегда стоит колоссальная работа. Поэтому сегодня нам бы хотелось приоткрыть завесу тайны и поглядеть, что происходит «за сценой». О том, как готовят рок-концерты — читайте в нашей статье.
Фото Gregory Coyes / CC
Рок-концерт — это не только выступление группы и пляшущая толпа фанатов. Это правильно настроенный звук, световое шоу и другие элементы оформления, которые зависят от фантазии организаторов (голограммы, лазеры, дым-машина и т. д.). Помимо этого, на рок-концерте есть множество других более мелких деталей и элементов, которые в совокупности делают мощное шоу.
Звук и звукорежиссёр
Именно этот человек является настоящей звездой любого рок-концерта. Люди этой профессии получают хорошие деньги, заводят связи со знаменитостями, и, по словам бывшего звукорежиссёра Джона Грейвса (Jon Graves), имеют раздутое эго и часто орут на техников и инженеров на площадке. Сам Грейвс очень долгое время работал звукорежиссёром: гастролировал с группами Metallica, Guns Т’ Roses, следил за звуком на US Festival в восьмидесятые. Он говорит, что если у звукорежиссёра ночь не задалась, она не задалась ни у кого.
Звукорежиссёр — это человек, который сидит в небольшой кабинке напротив сцены в центре зала за большим микшерным пультом. Он контролирует все звуки, которые идут с оборудования на сцене, сводя их воедино и обрабатывая более ста дорожек. На микшерном пульте у звукорежиссёра есть отдельные дорожки для каждого инструмента и микрофона. Например, если возле ударной установки стоит 12 микрофонов, то со своего пульта «звукач» может контролировать 12 дорожек, которые он микширует, подстраивая под конкретное помещение или площадку.
У групп, как правило, также есть студийные записи, которые звукорежиссёр может в любой момент подключить к живому выступлению (например, если у вокалиста была тяжёлая ночь, и он остался без голоса). Но то, что слышит аудитория концерта, — это одна сторона медали. То, что слышат музыканты, — это уже другая история. Для последних них на сцене установлены мониторы. Такое микширование — достаточно объёмная работа, поэтому отдельный инженер, который отвечает за мониторы, всегда находится сбоку от сцены.
Обычно в качестве мониторов используют колонки, которые направлены на музыкантов, но сейчас на крупных концертах у каждого из них есть наушник. Некоторым нравится использовать колонки, некоторым — наушники. Иногда группы просят использовать и то, и другое. Инженеру зачастую приходится создавать до 15 различных миксов за концерт, в соответствии со вкусами музыкантов и тем, как они предпочитают себя слышать.
Видеосопровождение
Видеосопровождение стало неотъемлемой частью концертного шоу. Зачастую фоновые видеовставки «вплетаются» в концерт так органично, что кажутся «живыми». При этом видеосопровождение потребляет гораздо больше электроэнергии, чем, например, световое шоу или звуковые системы. Редакторы собирают самые разные видеоэффекты и материалы, чтобы они соответствовали определённой песне, настроению или моменту выступления группы. Видео на бэкграунде может синхронизироваться с музыкой и светом при помощи MIDI или SMPTE.
Группа U2 полностью изменила представление о видеосопровождении концертов. Вместо того чтобы готовить материалы заранее, во время своего шоу «360» в 2009 они использовали трансляцию с 15 камер, установленных по периметру стадиона. Помимо этого, у группы было 120 гигабайт видео с прошлых концертов, которые также вставлялись в видеотрансляцию. Все эти видеозаписи были связаны либо с текущими событиями, либо с местными новостями города, в который приезжали U2.
Маркетинговый директор U2 Крис Рэтклифф (Chris Ratcliffe) рассказывал, что очень плотно сотрудничал с человеком, известным как Smasher, который создавал крутейшие видео за чашкой кофе и мог презентовать на большом экране в этот же день.
Во время тура «360» U2 выступали под огромным закруглённым экраном от британцев из фирмы Buro Happold. Сам экран весил 54 тонны, а его площадь составляла 400 кв. метров. В развернутом состоянии он занимал площадь в 1300 кв. метров и был высотой с семиэтажный дом.
Современные концерты не обходятся без светового шоу. Сценический свет расположен в разных точках зала – за него отвечает инженер-световик. Он контролирует цвет прожектора, уровень света и его движение с пульта, который находится рядом со звукорежиссёром – напротив сцены.
Старые пульты управления светом были обычной коробкой с кучей регуляторов. Такие пульты могут контролировать проекцию изображений, освещение сцены, видео и даже пиротехническое шоу. Управление происходит при помощи фейдеров, таким образом, инженер работает со светом в режиме реального времени.
Современное оборудование (например Jands Vista) позволяет полностью запрограммировать и автоматизировать работу. Программирование идёт на временной шкале, которая отображается на пульте управления или на мониторе инженера.
Эта временная шкала придерживается тех же стандартов – MIDI Show Control или таймкодов SMPTE – что используют звукорежиссёры. Поэтому синхронизировать их не составляет труда. Как правило, это делается с помощью цифровой рабочей станции (например Pro Tools). Таким образом, можно сделать так, чтобы внезапная яркая вспышка света совпала с внезапным гитарным рифом или кульминацией в песне.
Несмотря на автоматизацию процесса синхронизации света и звука, а также на программирование всех элементов шоу, звукорежиссёр не может просто так встать и выйти из-за пульта (чтобы, например, не случилось скандала, как с группой Milli Vanilli в девяностых, когда из-за сбоя аппаратуры выяснилось, что парни поют под фонограмму).
Оборудование для концерта
Чтобы иметь представление о том, какое количество оборудования используется [кстати, помимо домашнего звука мы начали работать с музыкальными инструментами и аппаратурой] во время проведения одного концерта, давайте взглянем на пример подобного списка:
Свет: пара консолей MA2 Lite и NPU для управления освещением (основной и резервный) с сервером, который управляет шестью столбами LC-панелей и стенкой со светодиодами. Освещение для гастролей состоит из 15 прожекторов Martin Vipers, 30 прожекторов Mac Aura XB и 15 прожекторов Clay Paky Sharp.
Звук: звукорежиссёр сидит за Digico SD10, звук мониторов микшируется на Digico SD5. Также имеется проводной монитор PSM600 для ударных и баса, беспроводной PSM 1000 – для всех остальных. Еще используются радиомикрофоны с Y-разъёмом, заведённые на два предусилителя: Shure UHFR-B58s используется для вокала, а KSM9s – для речитатива.
А еще дополнительный набор микрофонов для кика, гитар и там-тама. Radial J48 для бас-гитары, а также пара ATBP4073s и пара KSM32s.
Таймкоды
Во время проведения рок-концертов часто используются таймкоды. Например, для того чтобы в нужный момент запустить определённый эффект для гитары, установить уровень освещения и звука или пустить видео. Существует два типа форматов, которые обычно используются во время шоу: SMPTE и MIDI.
На пользовательском уровне большой разницы между ними нет, по сути, это уникальный временной штамп, который двигается вместе с аудиодорожкой и позволяет начать любое другое действие в полной синхронизации с музыкой. Крис Эверетт (Chris Everett) говорит, что таймкоды синхронизируют все элементы шоу с точностью до миллисекунды.
Однако стоит помнить, что таймкод не всегда может сработать корректно, и человек, который за него отвечает, должен уметь быстро устранить проблему – следить, чтобы шоу продолжалось. Таймкодинг — это интересно, но следует помнить, что полностью контролировать его нельзя, так как он зависит не только от инженера за пультом, но и от группы на сцене.
Правда здесь дополнительно стоит отметить, что синхронизировать свет, видео и музыку также можно и вручную: например, световик хорошо знает структуру мелодии и может угадать, в какой момент нажать нужную кнопку.
Работа
Планирование обычно начинается примерно за месяц до шоу. Продакшн-менеджер связывается с менеджерами всех групп, участвующих в концерте, чтобы убедиться, что у них будет всё необходимое. Менеджеры присылают свои райдеры и получают ответные предложения. Затем всё это утверждается инженером сцены и идёт в работу.
Монтаж начинается ранним утром. Команды рабочих, которые в основном набираются из местных подрядчиков, отвечают за инсталляцию света, сцены, приводов и другого оборудования, затем лезут на стропила и работают на крыше.
После того как монтажные работы завершаются, приходят группы и начинают проверять свет и звук. Когда свет вывешен, оборудование отстроено, начинается саундчек. Как только он проходит, у групп появляется немного свободного времени.
Открываются кассы, посетители начинают подтягиваться к площадке, ну а после шоу рабочие сразу же начинают демонтаж, который проходит гораздо быстрее, чем установка сцены. В зависимости от размеров, на разбор уходит три – четыре часа.
Можно только представить уровень сложности подготовительных работ для проведения классических концертов. Установка площадки может занимать целую неделю, а за время монтажа сотрудники пройдут десятки тысячи шагов.
Королевский филармонический оркестр состоит из 81 инструмента, светового пульта, стойки микрофона и подиума для дирижёра. Позади оркестра ставят два огромных экрана. В этом году более 10 тысяч человек посетили концерт, и ещё около тысячи расположились на VIP-местах. VIP-гости, кстати, потребляют более сотни бутылок шампанского за концерт.
Перед выступлением гостям показывают авиашоу с участием Spitfire 1940 года выпуска, которые длится восемь минут. А завершает концерт грандиозный фейерверк под увертюру Чайковского «1812 год», в сопровождении пушечных залпов и более тысячи выстрелов салютов. Чтобы окрасить небо в цвета радуги, используется два километра кабеля.
Организация грандиозного концерта – это тяжелая работа, в которой принимает участие огромное количество людей: от звукорежиссера до разнорабочего. Каждый из них вкладывает частичку себя в готовящееся выступление группы, чтобы зритель мог в полней мере насладиться шоу.