ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ
ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ
Художник Диего Веласкес (1599 – 1660) по праву считается величайшим представителем золотого века испанской живописи. Уже в 18 лет он сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Свои первые картины начинающий художник создавал в жанре бодегонес (bodegón – харчевня, трактир), который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится и картина “Завтрак” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Старик, мальчик и молодой человек (существует мнение, что это автопортрет Веласкеса ) изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции – строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага указывает на благородное происхождение одного из присутствующих. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость.
Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – “Крестьянскому завтраку” (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп – рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка сосредоточено наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо . До наших дней сохранилось всего 9 картин этого периода, в том числе и два “Завтрака”.
Франсуа Буше, “Завтрак” (1739)
Франсуа Буше (1703–1770), придворный художник Людовика XV, получивший звание “первого живописца короля”, был обласкан славой и почетом. Он проявил себя как яркий представитель эпохи рококо, которую во Франции называли временем Купидона и Венеры. Законодатель моды и образец стиля, любимец знати и протеже мадам Помпадур, Буше прославился как талантливый декоратор и художник. Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали, картины на мифологические и библейские сюжеты.
Несколько особняком в его творчестве стоит “Завтрак” (Лувр, Париж ). Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным столом (новый и модный на ту пору напиток) собрались члены одной семьи. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья.
“Завтрак” в полной мере раскрывает многогранный талант Буше не только как живописца, но и как дизайнера и оформителя. Художник тщательно и подробно, с большим мастерством выписал все детали интерьера – большое позолоченное зеркало с резным декором, витые ножки стола, часы, фигурки на полочках.
« В те времена слово « красивый» являлось знаменем Франции. Это стиль жизни целой эпохи, это дух свободы и атмосфера роскоши, это, наконец, гений Буше » (Эдмон и Жюль де Гонкур, 1881)
П.А. Федотов , “ Завтрак аристократа” ( 1849—1850)
Павел Андреевич Федотов(1815 – 1852) вошел историю искусств как родоначальник критического реализма в жанровой живописи. Оставив военную карьеру ради любви к искусству, он вначале пробует себя как художник-баталист. Но настоящим его призванием становится бытовой жанр. Лучшие работы Федотова — “Свежий кавалер”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” — по праву вошли в золотой фонд русской живописи.
В этом ряду стоит и “Завтрак аристократа” (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Авторское название картины — “Не впору гость”, а свое ироническое сегодняшнее название полотно получило уже после смерти художника. На картине изображен молодой дворянин, который с испугом прикрывает ломоть ржаного хлеба, весь свой скудный завтрак, услышав шаги незваного гостя. Художник подробно выписывает материальный мир молодого повесы – коробку из-под распечатанной колоды карт под столом, модный романчик в желтой обложке (им и прикрывается более чем скромный завтрак), театральную афишу на спинке стула, афишу с рекламой устриц (поедание устриц – обязательное времяпровождение светских молодых людей того времени), щегольской халат по последней парижской моде. Но красноречивее всего – опустошенный вывернутый кошелек. Тщеславие, суетность, жизнь напоказ, тщательно скрываемая убогость под личиной внешнего лоска и благополучия – любимые федотовские темы, ярко раскрытые в этой картине. Такой герой был достаточно характерен для того времени, и нашел свое отображение не только в живописи, но и в литературе. Вот красноречивый диалог из повести Владимира Александровича Соллогуба “Тарантас”(1840):
Зинаида Серебрякова , “За завтраком” (1914)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) занимает почетное место в истории русской живописи не только как замечательная художница, но и как одна из первых женщин, оставившая яркий след в изобразительном искусстве. По мнению Александр Бенуа, идеолога “Мира искусства” и дяди художницы, “в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников”. И картина “За завтраком” (Государственная Третьяковская галерея) – тому подтверждение.
На полотне изображены трое из четырех детей художницы – старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение оторвался от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы. В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и показан на полотне. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью. Чистые яркие тона, совершенство техники, удивительная душевная атмосфера, пронизанная любовью… Это картина — искренний рассказ любящей матери о своих детях.
Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках. В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию. Спустя 2 года к ней присоединятся Александр и Катя, двое других детей по независящим причинам останутся в Советской России вместе с бабушкой. Долгими десятилетиями они смогут общаться только посредством писем, а увидятся только в начале 60-х годов незадолго до смерти художницы. Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками.
В 1955 году картина “За завтраком” была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата.
Пабло Пикассо , цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)
Наиболее известный “завтрак” в истории живописи — “Завтрак на траве” Эдуарда Мане. Новаторская картина произвела неизгладимое впечатление не только на современников, но и на многочисленные последующие поколения художников. Пабло Пикассо (1881 – 1973) увидел ее впервые в 1900 на Всемирной выставке в Париже и стал на долгие годы ее поклонником. Позднее он скажет: “ Когда я увидел “ Завтрак на траве”, я сказал себе — это моя проблема на будущее ”.
Как известно, Пикассо в разные периоды творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин-реплик на тему того или иного художника или отдельного произведения. Великие работы живописцев служили для него не только вдохновением, но и вызовом. В 1950-1960-е годы Пикассо создал серию картин “ Завтрак на траве. По Мане ” , самую обширную в тот период.
Цикл вариаций включал 26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики — художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – “купание”, “античная идиллия”, “ночная беседа”. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение “завтраков”. Странными и дерзкими композициями Пикассо ведет “диалог сквозь века” с Мане — великим мастером изобразительного искусства прошлых лет, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.
Любой из нас когда-либо хотел научиться рисовать. Кому-то это дано от природы и он смог научиться рисовать за пару дней, кто-то усердно тренировался, дабы получилось что-то стоящее.
Художники веками использовали самые разные предметы для превращения их в объекты искусства: будь-то повторное использование холста (как показывает рентген, так поступали практически все мастера прошлого) или включение найденных предметов в скульптуру, как например, творческий метод поп-артиста Роберта Раушенберга, п
Когда дело доходит до искусства, мнения разделяются – некоторые люди не понимают его вообще и понятия не имеют, почему кто-то заплатит за него так много, в то время как другие действительно видят, что художник пытается передать. Искусство, как и красота, находится в глазах смотрящего.
Нас часто спрашивают, что посмотреть в Эрмитаже «если у меня будет всего два или три часа до того как я уеду». Мы попытались ответить на этот вопрос в нашем главном посте об Эрмитаже, но поняли, что список из 10 лучших картин, которые нельзя упустить, требует специальной статьи.
Всего десятилетие назад, до переломного момента, российское искусство буквально ассоциировалось у «охотников» за шедеврами Айвазовского или Репина с большими деньгами.
Улицы и планеты названы в их честь, люди до сих пор простаивают в очередях часами, чтобы увидеть их работы, а их имена навсегда вошли в историю. Так кто же эти русские художники, настолько внедренные в художественный геном России.
2. Кисти
Этот пункт является одним из самых важных. Это идеальное орудие для идеального выражения задумки автора и текстуры картины. Именно от кисти зависит, будет ли ложиться краска так, как нужно, сможете ли вы выделить мелкие детали и сделать картину более глубокой, живой.
Из какого материала бывают кисти:
– из синтетического волокна;
– из натурального волокна (грубой свиной щетины, а также из пушных животных, таких как соболь).
Натуральные кисти относительно дорогие. Но их качество говорит само за себя – кисточка сохраняет форму с набранной краской и принимает точно такую же после мазков.
Какой формы бывают кисте:
– плоские кисти – длина больше ширины, имеют прямоугольную форму. Если смотреть сбоку – выглядят плоскими. Являются самыми практичными: можно сделать широкий, треугольный при скручивании мазок и узкую линию. Также это основная кисть для смешивания красок.
– полукруглые плоские – кисточки, которые первоначально были сделаны круглыми, а потом стали расплющенными. Позволяют контролировать точность контура, если его форма необычная и неправильная.
– ретушные – плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Обычно делаются из синтетического волокна. Используются для цветных планов, эскизов, так как делают четкие острые углы. Отлично справляются с цветовыми переходами, делая их менее грубыми.
– веерные – также плоские, имеют не очень густой пучок похожий на веер. Необходимы для создания тонких цветовых растяжек, можно использовать для снижения контраста между контурами и фактурой.
– «кошачий язык» – плоская кисть купольной или овальной формы. Можно писать как обычной плоской кистью, а в перпендикулярном положении к поверхности – как круглой. Лидер среди кистей в переходах от одного цвета к другому.
– трафаретные – кончик носа такой кисти тупой и плоский, а мазки нужно наносить на холст вертикальными ударами.
– линейные – вариация круглых кистей с тонким и длинным волосом. Идеально подходят для тонких линий, длинных мазков и для нанесения надписей.
как сушить масляные работы компактно?
Рекомендую приобрести обычные офисные полки-разделители для папок.
В моей одновременно помещается 6 холстов на подрамнике или до 12-ти холстов на картоне, если их в одной ячейке наклонить в разные стороны.
Если работы не большие, то всю эту конструкцию я еще и в шкаф ставлю — не пылятся, и запаха нет.
Сфотографируй товар — получи ON-бонусы!
Помогать другим покупателям определиться с выбором товара теперь выгодно! Сфотографируйте товар, который приобрели у нас, и получите за это ON-бонусы! *
Размещайте качественные фотографии каждого товара, приобретенном в интернет-магазине ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ. Благодаря этому другие покупатели смогут узнать о качестве, достоинствах и возможных недостатках товара, который они собираются приобрести. А Вы за свои фотографии получите заслуженную награду на ваш бонусный счет.
* подробную информацию о правилах публикации фотографий товаров смотрите в разделе ON-бонусы за фотографии товара
Эдвард Мунк
Норвежский живописец также предпочитал подписывать все свои живописные работы, а также фотографии и письма. Его подпись варьировалась от простой монограммы EM до написания полного имени. Самая известная и распространенная сигнатура – частично сокращенная форма имени – E.Munch или Edv. Munch.
Мунк был почитателем творчества Ван Гога, а потому идею для написания одной из своих картин, «Звездная ночь», он позаимствовал у кумира. Желая скрыть это обстоятельство, во второй версии «своей» картины он предпочел оставить еле заметную подпись, в то время как на первой версии она отсутствует совершенно.
Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника
«Возьму комишки на хеды, халфы и фуллы. В традишке и дидж, лайн, безлайн», – такие объявления можно обнаружить в группах начинающих художников. «Не могу разобрать слова, это на эльфийском?», – подумаете вы.
Всё течёт, все изменяется, и вместо привычных нам «графика, гризайль, акварель» в среде художников можно услышать вот такую абракадабру. Чаще всего эти термины используют подростки-самоучки и фрилансеры, но они всё прочнее входят в лексикон и далеких от сферы людей.
С развитием всемирной сети Интернет художники из разных стран объединились на тематических площадках для продвижения, поиска работы и обмена опытом. А так как универсальным языком для общения во всем мире признан английский, не удивительно, что именно оттуда вышло большинство современных профессиональных жаргонизмов. Давайте пройдёмся по самым основным из них.
Начнём с того, что собственно сам художник это артер (arter), а рисунок – арт (art).
Разделение по техникам:
На смену деления работ на живопись, графику и так далее, пришли более обобщённые категории: диджитал и традиционный рисунок.
Традишка (традиционный рисунок, traditional art) – работа, выполненная с помощью традиционных материалов и инструментов: гуашью на бумаге, маслом на холсте и т.д. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное изображение всё равно будет традишкой.
Дидж ( диджитал-арт , digital art) – изображение, выполненное в графическом редакторе (Photoshop, SAI, CorelDRAW). Сейчас среди художников популярно имитировать традиционный стиль в дидже. С помощью особым образом настроенных инструментов можно копировать текстуры кистей или штриховку карандаша. Но это всё равно дидж.
О процессе:
Реф, референс (reference) – вспомогательное изображение или фотография, подробное графическое описание персонажа. Грубо говоря, запчасти, из которых создается целое (одежда, цвет волос, оружие, поза, мимика).
Туториал (tutorial) – пошаговый урок, показывающий, как что-либо нарисовать.
Скетч (sketch) – набросок, эскиз, намётка рисунка со вспомогательными линиями, тренировка поз и мимики персонажей, набивка руки перед чистовым рисунком. Соответственно, скетчбук – альбом или блокнот для набросков.
Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок.
Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей.
Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения.
Лайн (line) – аккуратный чистовой (либо черновой) рисунок, но без цвета и свето-теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения.
Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.
Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую).
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над одним артом.
Реквест (request) – работа, выполненная на заказ бесплатно или в обмен на спасибо, лайки, репосты, рекламу.
Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля.
Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования.
Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile.
Випка (WIP, W.I.P., work in progress) – работа, выкладываемая в процессе её создания, с целью показать сам процесс или попросить совета.
Трейд (trade) – обмен рисунками: ты рисуешь – тебе рисуют в ответ.
ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.
Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера.
О рисунках:
Чар (character), перс – персонажи с собственной биографией, палитрой цветов, именем, характеристиками.
ОС (original character) – оригинальный персонаж художника, тот, которого он сам себе придумал.
Адопт (adoptable, adopt) – способ создания персонажей. Художник придумывает персонажа и выставляет на продажу. Как только покупатель его приобретает, адопт и права на него полностью оказываются в распоряжении купившего.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд ( headshot ) – «летающая» голова, рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – «половина» тела, рисунок «по пояс».
Фулбоди, фул ( fullbody ) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без ободочного контура, в котором объем передан только свето-тенями и цветом.
Антро (antro) – антропоморфные животные, похожие на человека практически во всём.
Фурри (furry) – животные, как правило, обладающие мехом, которым присваиваются человеческие качества в той или иной степени. Кто-то разделяет фурри и антро, кто-то считает, что это одно и то же.
Юч/YCH (your character here) – набросок персонажа, который можно купить или забронировать. Выбранный набросок будет покрашен под вашего персонажа.
Ватермарка (watermark) – сигнатура, клеймо, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого человека для подсказок или указания ошибок. Иногда оверпэйнтом называют обводку, обмазку, обмазон – когда автор размазал, заблюрил (blur – вид обработки в графическом редакторе), исказил фильтрами готовую фотографию и выдаёт за свой рисунок.
И еще много-много странных слов. Как можно заметить, многие из них имеют отношения к продажам или продвижению работ, налаживанию социальных связей между художниками и их поклонниками, зрителями, получению обратной связи. Это также новые веяния в среде художников, дизайнеров и иллюстраторов, подробнее об этом можно прочесть в другой нашей статье.
Добавить комментарий
Комментарии
Фурри — не только раса, но и фэндом.
Ну что ж – о практической пользе этой статьи немного упомянуто по касательной в самой статье.
Так исторически сложилось, что английский сегодня является международным языком. На нем общаются художники и прочие творческие люди со всего мира. Как вижу, присутствующие увлекаются косплеем и фанфиками – эти слова, как и сами культурные явления, заимствованы. А еще они сокращены от полного наименования этих явлений — costume play и fan fiction. А, чтобы написать этот комментарий, вы воспользовались иностранным изобретением Интернет — сокращенное от International network. Это вас не смущает?
Так вот, миллионы художников со всего мира сидят на англоязычных площадках (так как российских адекватных аналогов практически нет), и общаются. Общение – это способ их учебы. Продвинутые матера выкладывают пресловутые туториалы и випки, делают уроки на ютуб-каналах – зачастую, на английском языке, с использованием этих терминов. Они, рассказывают о приемах, которые используют, делятся со своими подписчиками бесплатными авторскими наработками: кистями, текстурами, шрифтами, распространяя знания. Эти слова, как и многие другие – лишь условное общепринятое средство передачи информации и знаний от людей с разными языками и культурными традициями.
И так было всегда. Достаточно знать историю искусств, чтобы понимать, что подавляющая часть художественных терминов, а также техник и приемов – пришли в нашу культуру извне. В Х-ХІІ веках на художественные традиции Руси сильно влияла Византия, оттуда пришла иконопись. XVII век – засилье европейской культуры. Все слова, которым учат в художественных школах, все эти колориты, палитры, композиции – слова немецкого и французского происхождения. Помогают ли они научиться лучше рисовать, имеют ли практическую пользу? Ну, наверное, да, раз их учат. Перед погружением в какую-то сферу как правило учат базовый категорийный аппарат. И все это было перенесено в русскую культуру в процессе расширения культурных и политических связей, грубо говоря – общения между странами, и затем переработано в некий самобытный продукт русской культуры. Ну а те, кто отрицает очевидное – в России еще предостаточно невырубленной тайги. Можно уйти в лес и там в землянке баловаться лубком, или берестой ))
Но это все складывалось веками, а я выделил то, что возникло буквально недавно – то есть то, что можно назвать современным. С удовольствием расскажу в дальнейшем о современных приемах рисования — как раз вчера написал статью на эту тему, одну из всего цикла. И покажу на моих же примерах — в планах несколько туториалов)). Ну а как вы думали — одна статья научит вас круто и современно рисовать? Так не бывает.
Я к чему тут эту дискуссию развел? Чтобы следующие Ваши комментарии были по-настоящему полезны))) Успехов в творчестве :3