Нужно ли переобуваться в театре: острый вопрос этикета
Собираясь на важное или развлекательное мероприятие каждый человек прежде всего думает о своём имидже, о том, как он будет там выглядеть. И это вполне понятно. Ведь внешний вид – это и дань уважения торжественности момента, и замечательное самоощущение. Когда человек знает, что он хорошо выглядит – причёсан, одет, обут – он чувствует себя уверенно и по-настоящему празднично. Только так можно полностью насладиться настоящей атмосферой праздника и получить истинное удовольствие. Однако необходимо при этом учитывать, какое именно мероприятие планируется посетить. Ведь это и определяет, какой наряд окажется уместным.
Одним из таких мероприятий вполне можно считать поход в театр. И это без всякого преувеличения. Хотя не все, вероятно, согласятся с этим. Ведь в наши дни существует огромное множество развлечений подобного рода, начиная от кино и заканчивая различными концертами и шоу. И многие люди, к сожалению, не считают посещение театра чем-то особенным. И напрасно, ведь театр – это храм искусства. Однако далеко не все учитывают это, и не заботятся о том, чтобы выглядеть соответственно. Среди публики можно увидеть людей даже в джинсах и кроссовках. И не все считают нужным отключить телефон во время спектакля. Всё это можно назвать верхом неприличия. В театре существуют свои нормативы поведения, и, разумеется, свои требования к внешнему виду, или, как сейчас говорят, дресс-код.
В странах Западной Европы и в Америке в наши дни уже мало кто придаёт значение выбору подходящей одежды для театра. И в парижском Гранд-опера среди публики попадаются люди, одетые в футболки, джинсы и спортивные туфли. Как ни жаль, но и в нашей стране это тоже понемногу распространяется. Люди часто отправляются в театр прямо с работы, не задумываясь о том, что им бы следовало переодеться. Ускоренный темп жизни диктует свои условия. И очень часто им просто даже в голову не приходить подумать о том, нужна ли вторая обувь в театре.
Актёры и актрисы
Занавес поднимается, на сцене появляются актёры. Они – настоящие мастера перевоплощения. Именно актёры принимают образы других личностей, полностью вживаясь в их характер и качества. Зародилось актёрское мастерство в Древней Греции. Изначально эта профессия была очень уважаемой. Позднее, в эпоху Средневековья, труд актёра презирали – ведь театр был признан проявлением дьявола, а люди, имевшие театральные профессии – его прислужниками. Восстановиться в глазах общества лицедеи смогли только в эпоху Возрождения. Но настоящая революция произошла в XX веке – тогда Станиславский победил шаблонность характеров, присущую актёрам.
Стоит отметить, что театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Необходимо ежедневно перевоплощаться в своего персонажа, донося его суть до публики. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонации, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных.
Как двигателестроительную отрасль подтягивают к газовым проектам
— Это решение зрело давно. Производство должно находиться в одном месте, неправильно устраивать конкуренцию цеха с цехом, которые расположены друг от друга на расстоянии 25 метров. Между собой мы его пока называем «Воронежский центр ракетного двигателестроения». Но чтобы процесс был запущен, необходимо акционировать ВМЗ. Мы очень ждем этого, я надеюсь, что в соответствии с планами «Роскосмоса» это произойдет до 2018 года. Я не претендую на пальму первенства, чтобы говорить, что на нашей базе будет построен центр, но он точно будет построен на воронежской площадке. Ожидается принципиальное изменение технического и технологического уровня производства. Этот проект мы сейчас прорабатываем вместе с НПО «Энергомаш».
— Как идет процесс акционирования?
— Не так быстро, как хотелось бы, но на это есть свои причины. Думаю, что все решится.
— Какие у вас были первые впечатления, когда вы пришли на ВМЗ в марте этого года?
— Четыре месяца — это очень маленький срок. Увидел, что предприятие несколько запущено. «Роскосмос» совместно с НПО «Энергомаш» (ВМЗ находится под его управлением) провели аудит, и стало понятно, что самый проблемный вопрос — это дисциплина: и технологическая, и дисциплина труда, и просто время прихода на работу и ухода домой.
— То есть проблема была в коллективе?
Из дома вышел человек: «Петя и Walk» и еще 3 образца сайт-специфик-театра, в котором города становятся героями
Сайт-специфик-театр осваивает несценические пространства, от вокзала до мартеновского цеха, и обыгрывает контекст места. Частный случай такого театра — спектакли-променады, где подмостками становятся улицы. Например, аудиоспектакль «Петя и Walk», который вышел в октябре в Мобильном художественном театре, показывает Москву глазами курьера. Рассказываем, как устроены этот и другие сайт-специфик-спектакли и чем они увлекают зрителей.
Москва. «Петя и Walk»
Спектакль приглашает пройтись по маршруту от Полянки до Китай-города в компании курьера. У него сложное восточное имя, поэтому он представляется Петей. По сюжету главный герой — не просто курьер, но и музыкант в душе. Он много ходит пешком и коллекционирует звуки города, мечтая создать из них симфонию. В этот день ему предстоит найти недостающий бит.
В главной роли аудиоспектакля — настоящий сотрудник службы доставки Нурсултан Раимбеков. Чтобы найти героя, худрук Мобильного художественного театра Михаил Зыгарь объявил кастинг в соцсетях. Помимо героя и рассказчика в спектакле еще два персонажа — девушка и сам город.
Действие начинается у станции метро, вы включаете спектакль в приложении театра на iOS или Android и следуете за рассказчиком (текст читает Ксения Раппопорт). Прогулка длится около часа и заканчивается у Большого Устьинского моста. Несомненный плюс в период пандемии — спектакль рассчитан только на одного зрителя, так что нет риска заразиться от соседа.
Аудиоспектакль создан по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк», в которой каждому персонажу соответствует определенный музыкальный инструмент. Здесь же оркестром становится город: его улицы, переулки и достопримечательности. Команда театра записала на маршруте более 50 звуков, из которых композитор Леонид Андрулайтис сочинил музыкальную партитуру.
Партнером проекта выступила в год своего 15-летия компания X5 Group, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и рядом цифровых сервисов. В пандемию доставка еды на дом стала мейнстримом: так, число заказов через онлайн-сервисы X5 в день сегодня достигает 80 тысяч. Об одном случае из работы службы доставки и рассказывает спектакль. Послушать постановку уже можно в приложении МХТ, купив билет за 99 рублей.
Мельбурн. Storming Mont Albert by Tram
Один из первых в мире сайт-специфик-спектаклей — Storming Mont Albert by Tram, премьера которого состоялась в Мельбурне в 1982 году. Во время представления актеры и зрители едут в настоящем трамвае по маршруту № 42 из пригорода Монт-Элберт в центр города. Сюжет основывается на реальных событиях, свидетелем которых стал драматург Пол Дэвис. В одном конце вагона домохозяйка откровенничает с пассажирами, жалуясь на мужа, в другом мы видим бывших любовников, которые встретились после шести лет разлуки, рядом — какой-то панк донимает старого забулдыгу, а тот вдруг решает угнать трамвай.
Во время одной из первых постановок трамваю перегородили дорогу два автобуса, что привело к небольшой аварии. Зрители не сразу поняли, что так не было задумано. За годы, пока шел спектакль, его посмотрели более 15 000 человек. Труппа даже гастролировала в соседние города — для сайт-специфик-театра это редкость.
Чикаго. Psycho-so-Matic
Psycho-so-Matic — это театр абсурда в общественной прачечной. Спектакль, который поставили в Чикаго в качестве эксперимента в 2005 году, длится чуть больше часа и идет почти без слов. В прачечной зрители сталкиваются с пятью эксцентричными персонажами. Среди них бормочущий старик-дежурный, бизнес-леди, которая вылезает из испачканных штанов, не прекращая говорить по телефону, мужчина со свечкой и распятием, который вдруг достает нож и прорезает дыру в рубашке… Пьеса условно делится не на акты, а на этапы стирки: загрузка машины, цикл стирки, отжим и сушка. Критики отмечают, что, несмотря на комедийный талант актеров, действие остается довольно бессмысленным.
Барселона. Kamchatka
В репертуаре испанского бродячего театра Kamchatka собрана трилогия, посвященная иммиграции. Это спектакль-променад Kamchatka о восьми потерявшихся в городе переселенцах, сайт-специфик-спектакль Habitaculum, в котором герои обретают убежище, и еще один уличный проект, рассказывающий о вынужденном побеге, — Fugit. Кстати, со всеми тремя спектаклями артисты театра побывали в Москве и Петербурге в 2016–2018 годах.
Спектакли театра Kamchatka повествуют о том, что мы все — «понаехавшие», поэтому они не привязаны к конкретному городу. Артисты труппы встретились в Барселоне в 2007 году на мастер-классе по уличной импровизации. Идея создать театр родилась из размышлений режиссера Адриана Шварцштейна об эмиграции. «Это история моей семьи до седьмого колена — украинских евреев, бежавших от войны в Аргентину», — рассказывает режиссер. Пространство улицы оказалось наиболее подходящим для разговора о доме, потерянном и обретенном.
Если вы хотите узнать больше об экспериментальных постановках в России и за рубежом, послушайте дискуссию о сайт-специфик-театре с участием театральных режиссеров Юрия Муравицкого и Алексея Ершова, а также театрального критика Елены Гордиенко.
Это может быть интересно
Всем известная фраза: «Вся жизнь — театр, а люди в нем – актёры» принадлежит Уильяму Шекспиру (английскому поэту и драматургу).
«Театр начинается с вешалки» — это слова основателя Московского Художественного театра — Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия Алексеев).
В 1933 году К.С. Станиславский направляет письмо цеху гардеробщиков МХАТа, с просьбой: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра, а вы первые встречаете приходящих…»то есть, его письмо — это призыв быть ответственным, доброжелательными и вежливыми — любому, кто хоть сколько-то причастен к этому искусству — начиная с гардеробщиков. Поскольку нередко свои первые эмоции и представление о всей постановке зритель формирует уже с гардеробной.
Театр Наций (театр Корша)
История театра Корша началась в 1882 году, когда Федору Адамовичу предложили возглавить находящийся на грани разорения Пушкинский театр.
Сначала он размещался в Камергерском переулке, а в 1885 году переехал в новое здание в Богословском (современном Петровском) переулке.
Дом в псевдорусском стиле построил рхитектор М.Н. Чичагов на средства А.А. Бахрушина. Официально театр открылся 30 августа 1885 года постановкой отрывков из «Горя от ума», «Ревизора» и «Доходного места».
Перед Коршем стояла задача выжить при ограниченном финансировании. Он начал с репертуара. Упор сделали на легкие комедии с любовной интригой — для неискушенного зрителя. Сценаристы штамповали пьесы с однотипными конфликтами и персонажами — по принципу «больше забавного и смешного». Их даже называли «коршевскими пьесами».
Особенностью театра Корша стала оборудованная по последнему слову техники сцена, а также зрительный зал, гримерки и фойе, освещенные электричеством.
Чтобы расширить аудиторию, Корш проводил «утренники» — утренние спектакли, где играли те же актеры, что и в вечерних, но за меньшие деньги. Артист Иван Москвин вспоминал, что в молодости был «отравлен» театром благодаря Коршу, который за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу.
Также театралы знали, что каждую пятницу в театре Корша премьера. Сырые постановки часто проваливались, а успешные пьесы шли годами.
Очередная революция произошла в 1890-х, когда в репертуаре появились переводные современные пьесы. Сам Корш с ассистентами посещал модные премьеры в Европе, стенографировал и затем переводил текст спектакля. Копировали даже декорации и костюмы. Из-за этого Корш судился с авторами, когда в России пьесу ставили раньше ее выхода на Родине.
Появление в 1898 году МХТ лишило Корша зрителей, которые предпочли смотреть серьезные пьесы.
После череды переименований театр в 1933 году закрылся. В его здании разместился тот самый МХТ, в который и перешла часть коршевской труппы.
Сейчас здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному театру Наций (ранее — Театр Дружбы Народов). Он продолжает традиции предшественника.
По ту сторону кулис: как живет тульский ТЮЗ
Говорят, что театр начинается с вешалки. Но сегодня мы зашли с черного хода, где гостей Театра юного зрителя встречает четвероногий питомец – дворняга с голубыми глазами, местный любимчик пес Тюзик. Его артисты подобрали пять лет назад на помойке в целлофановом мешке, завязанном проволкой, выкормили, и теперь он главный постоялец театра. Необычно? Как и все в ТЮЗе.
Когда переступаешь порог театра по ту сторону, которая не видна зрителям, складывается ощущение, что ты пришел в гости к хорошему другу. Так здесь по-домашнему тепло и уютно.
Кабинет художественного руководителя Владимира Шинкарева заслуживает отдельного внимания. Рассматривать его можно бесконечно: все стены, полки шкафов, столы как будто наполнены воспоминаниями, скопившимися за 26 лет работы в ТЮЗе. Здесь фото любимых артистов, среди которых дочь Ярославна, грамоты и дипломы с фестивалей и конкурсов, сувениры, привезенные из творческих поездок, эскизы к спектаклям и детские рисунки, подаренные поклонниками. На полках – профессиональные книги и статуэтки. И много картин с котами – подарки приятеля, на них, по признанию режиссера, просто приятно смотреть. И напоминание о домашнем любимце – 19-летнем коте Максиме, которого Владимир Степанович еще котенком подобрал на улице в Анапе.
– Это мой рабочий кабинет, но не место, где рождаются идеи, – говорит Владимир Шинкарев. – Мне близка позиция Анны Ахматовой, которая писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Наши спектакли тоже могут родиться откуда угодно. Например, идея поставить «12 стульев» появилась после капустника, на котором ребята поставили отрывок из романа. А постановка «Ромео и Джульетты» – после того, как я увидел Ромео. Так бывает часто: роли появляются уже для конкретных артистов, конечно учитывая нашу специфику.
Мы ставим спектакли и для взрослых, но основная наша аудитория – дети. Мы работаем для них. Они непредсказуемые, особенные. У нас есть новогодний спектакль «Белоснежка и лесные жители». Я настоял, чтобы в прокате он назывался именно так. На это повлиял случай, который произошел, когда я учился в ГИТИСе. Там студенты в качестве учебной работы поставили «Белоснежку и семь гномов».
Во время спектакля в проход выскочил мальчик и закричал: «Если у вас нет настоящих гномов, то нечего и играть!».
Это отлично характеризует наших зрителей. Нужно сразу задать условия игры, которую они принимают. Или ожидайте чего угодно!
Но зато их не проведешь. Бывает, что критики не понимают нас, а дети выходят из зала с горящими глазами. У нас есть спектакль «Бежин луг» по Тургеневу. В основе сюжета – страшилки, которые ночью рассказывают дети. Мы решили сделать хоррор. Детям все понравилось, но некоторые взрослые нас осудили. Одна женщина, служительница храма, сказала, что у детей потом будут проблемы с щитовидкой. Нас проверяли все, кто только мог: ФАС, чиновники, преподаватели. В итоге на спектакле теперь стоит возрастное ограничение 16+. А ведь Тургенева проходят в 6 классе!
Опора театра – художники, костюмеры, бутафоры и декораторы
В ТЮЗе нет репетиционного зала – актеры репетируют на сцене или в голубом фойе (малый зал, в котором тоже проходят детские мероприятия).
Волшебство начинается, когда мы поднимаемся по лестнице и оказываемся в большой комнате, с пола до потолка наполненной масками, шляпами, куклами и декорациями. Здесь всегда кипит жизнь. Мы заходим в разгар дискуссии – костюмеры, завхоз, бутафоры и заведующий художественно-постановочной частью обсуждают подготовку к спектаклю.
– Только со стороны может показаться, что у нас хаос, на самом деле я знаю, где лежит каждая вещь – от большой ростовой куклы до заклепки, – рассказывает художник-декоратор Татьяна Филиппова. – Пригодиться может все! Те предметы, которые нужны для спектакля, в магазине не купишь. Поэтому сюда приносят всякие мелочи все сотрудники театра – от ненужных баночек до старых сумок. Части того, что кажется мусором, могут совершенно по-другому заиграть на сцене.
Работа бутафоров – сплошное творчество, которые они считают чуть ли не рутиной. Из того, что бросилось в глаза нам – маски, сделанные на основе слепков с лиц актеров. Для этого актера укладывают на полчаса, вставляют в нос трубочки, брови и ресницы заклеивают вазелином и туалетной бумагой, чтобы ничего не прилипло. А затем накладывают гипс, улыбаться и шевелиться нельзя. С такой заготовки потом будут делать маску.
Еще одна святая святых – кабинет главного художника Татьяны Матус. Небольшая комната полна эскизов, работа здесь не останавливается никогда.
– Все зависит от задачи режиссера. На основе этого я сочиняю костюмы и декорации. Наше видение может не совпасть. Поэтому каждую деталь мы обсуждаем вместе. Здесь нет мелочей, все должно быть продумано, зритель видит все.
После того как идея сформулирована, мастера должны ее реализовать. В момент подготовки новых спектаклей трем мастерицам приходится создавать по 60 костюмов за 3 месяца! Это непросто. Костюмы сложные, с мелкими деталями, вышивкой и сверкающими украшениями.
Платье золушки весит целых 5,5 кг. А артистам в этом наряде нужно играть и танцевать.
Отдельного внимания заслуживают гримерки артистов.
У каждого здесь свой стол, на них цветы, подаренные зрителями, фотографии, аксессуары. У некоторых совсем необычно – у актера Евгения Кашина на стене большая коллекция кнопочных телефонов!
Техническая сторона сказки
Есть в театре еще один блок, который с виду совсем не похож на творческие мастерские. Но. Только если не приглядываться!
В театре есть большие цеха и ангары для создания больших металлических и деревянных конструкций. Со стороны помещение похоже на обычное рабочее производство. Здесь есть станки и инструменты. Но если посмотреть внимательнее – вокруг сказочное убранство для спектаклей «Кошкин дом», «Золушка», «Щелкунчик» и многих других.
Декоратор Геннадий Гудков работает в театре 26 лет и делает все сварные декорации для театра. Мужчина не скрывает, что иногда бывает не прочь поспорить с художниками:
– До этого работал на заводе, а потом пришел сюда и больше уходить не собираюсь. По сути работа такая же, что и в обычном цеху, но интересная, каждый раз все по-новому. Иногда и с художниками нужно поспорить. У них идеи творческие, а воплощение у меня практическое. Так что приходится искать золотую середину. Но я очень люблю театр и на спектакли хожу с удовольствием.
Рядом с помещениями выход на сцену. Темное пространство почти без света – некое сценическое подполье.
Здесь лестницы и потайные выходы, благодаря которым персонажи на сцене появляются неожиданно. Еще здесь есть большой круг, но зрители его не видели очень давно. Конструкция сломана много лет назад, восстанавливать ее долго и технически сложно. А жаль!
«Самое обидное – светящиеся экраны телефонов во время спектакля»
В Тульском театре юного зрителя коллектив актеров устоявшийся, многие работают здесь десятилетиями. Сами артисты признаются: ТЮЗ давно стал домом, а коллеги – семьей.
Станислав Емельяненко работает здесь уже 22 года, сыграл почти всех сказочных принцев и теперь занимает должность заведующего художественно-постановочной частью:
– Поступил в колледж культуры, когда мне было 16 лет. Владимир Шинкарев лично отбирал меня, преподавал и уже через год вывел на сцену. Театру нужна была молодая кровь, поэтому ролей было много.
С тех пор я в ТЮЗе. Конечно, поначалу были амбиции уехать, но потом передумал. В Москве мне не хватает воздуха, а здесь есть все, что нужно: реализация идей, любимые зрители и творчество. Три года назад я немного сменил профиль, стал заведующим художественно-постановочной частью, но все равно выхожу на сцену.
В театре мы почти каждый день, порой пропускаем даже единственный законный выходной. Но нам комфортно. ТЮЗ – наш дом, мы всегда вместе — и на праздники, и когда у кого-то возникают проблемы.
Мы – семья, а уходить из семьи совсем не хочется.
У нас в театре хорошо. Дети – интересный зритель. Их сложно обмануть, но если они тебе поверили, то это всегда фонтан эмоций. Они нам помогают, подсказывают, делятся впечатлениями. Если они сказали тебе: «Класс!» — значит, искренне так считают.
Мы спросили у Станислава, как в театре пытаются заинтересовать детей, которые не вылезают из гаджетов.
– Дети не сидят в телефоне на спектаклях, а подростки часто. И самое обидное, что погружаются в гаджеты и родители. Когда ты выкладываешься, работаешь для зрителей, а в зале видишь светящиеся экраны, это ужасно.
Еще обидно, когда зрители сразу убегают из зала, еще до музыки для поклона. Дети оборачиваются, хотят поаплодировать, но родители бегут в гардероб. Картина очень странная: ребенок озирается, хочет все посмотреть до конца, он погрузился в спектакль, а мама его тащит. В этом нет необходимости: у нас небольшой зал, бежать сломя голову в гардероб нет смысла.
Со всем этим мы не можем ничего сделать. Только попытаться заинтересовать происходящим на сцене. Мы стараемся сделать так, чтобы было интересно и детям, и взрослым, вставляем специальные «фишечки» для родителей. И, когда видим, что к середине спектакля светящихся телефонов становится меньше, считаем это победой!