Advoriki.ru

Строй Дворики
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр

Театральные термины

В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.

Опера: классика и современность

Как сообщает официальный городской туристский портал, Мариинский театр российские зрители считают самым красивым в стране. Этой осенью можно совместить знакомство с уникальным памятником архитектуры и с главными премьерами прошлого года: «Орлеанской девой» Чайковского и «Тангейзером» Вагнера с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом, «Летучей мышью» Штрауса, «Сельской честью» Масканьи, «Лакме» Делиба и «Сказками Гофмана» Оффенбаха.

В новом театральном году Мариинский планирует ставить оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Гугеноты» Джакомо Мейербера и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера. Оперу «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (режиссер — Алексей Франдетти) можно будет увидеть уже в ноябре.

Любителям современных режиссерских решений на оперной сцене советуем заглянуть в театр «Мюзик-Холл» — здесь будет представлена премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Режиссер-постановщик Виктор Высоцкий отказался от разговорных диалогов, которые в соответствии с традициями немецкого национального жанра зингшпиль чередуются с музыкальными номерами. В новом спектакле оригинальные диалоги отданы новому персонажу — рассказчику. Постановку дополнит современный видеоконтент Вадима Дуленко.

Афиша Александринского театра в Санкт-Петербурге

На официальном сайте Александринского театра представлена афиша на ближайшие месяцы. Раздел оснащен удобными фильтрами, с их помощью можно посмотреть анонс спектаклей на всех площадках или только на Основной или Новой сценах. В афише вы найдете краткое описание сюжета, метку возрастной категории, имя режиссера — эта информация поможет выбрать произведение по вкусу.

Александринский театр

Императорский период

В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны. Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского. В театре в этот период работают величайшие актеры: Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.

Читайте так же:
Кресло стивена хокинга

К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.

Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.

спектакли александринского театра

Содержание

В XVIII веке императорская казна выкупила у полковника Аничкова (строитель моста, названного его именем) часть его земли.

На этом участке размещалась некая деревянная постройка.

В 1801 году на этом выкупленном участке архитектор Винченцо Бренна перестроил деревянное здание, стоявшее там, в театр, который занял итальянский антрепренёр Антонио Казасси (ит. Antonio Casassi) со своей итальянской труппой [9] [10]  — это было время, когда Россия истово принимала всех европейцев-специалистов, ибо стремительно европеизирующейся России нужны были все: от инженеров до медиков, от биологов до музыкантов… Прибывшая труппа итальянского импресарио тоже была достойно принята в Санкт-Петербурге (к слову сказать, именно с этой труппой прибыл в Россию и остался в ней навсегда будущий главный капельмейстер императорской труппы Катарино Кавос [11] , оказавший огромное влияние на создание русского оперного искусства [12] ). Оперный театр Антонио Казасси был частным, и дела в нем шли далеко не блестящим образом. Однако искусство театра было в России делом важным — оно поднимало культуру России и сближало с Европой, что было насущной политической необходимостью времени. В конце концов труппа Казасси вместе с его театром в 1803 г. была принята в структуру русских императорских театров, а театр, построенный для Казасси архитектором В. Бренной, получил в новом качестве название «Малого» [9] .

Читайте так же:
Чем вывести мочу с кресла в машине

Этот театр просуществовал какое-то время, однако помещение требовало материальных вложений и ремонта. Петербург рос и желал всё большего приобщения к европейской цивилизации, в том числе и к театру. К этому времени Петербургская императорская труппа насчитывала несколько театральных зданий для публичного — зрительского — показа: помимо названного Малого театра (театр Казасси), существовали Большой Петербургский (он же Большой Каменный театр), еще один театр располагался у Симеоновского моста (ныне мост Белинского) и после перестройки в 1828 году получил название «Новый театр», 1 января 1825 года был открыт театр у Чернышева моста (ныне мост Ломоносова), но он сгорел через несколько месяцев после открытия [13] , но потребности зрителей росли. Театральное искусство становилось насущной необходимостью русской культуры. В 1811 году было принято решение о строительстве на месте Малого театра (бывший театр Казасси) другого театра, каменного и большего по размеру, оснащённого современной техникой. Был даже проведен конкурс проектов, на котором главным претендентом стал архитектор Тома де Томон, первой работой которого в России была перестройка Большого Каменного театра в 1805 году [13] . Однако осуществление планов затянулось, а потом императорское внимание Александра I было отвлечено другими важными мероприятями: военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года [10] . Александру I так и не хватило времени заняться новым театром.

Лишь в самом конце 1820-х годов, уже при Николае I, известном любителе не только театра, но и театральных актрис, Петербург вернулся к планам строительства нового большого театрального здания.

Содержание

«Доалександринский» период: 1756—1837 [ править | править код ]

Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756, первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». [3] Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного.

Читайте так же:
Как снять заднее кресло опель астра h

С 1763 года, по причине смерти Волкова, во главе труппы становится старейший русский актёр И. А. Дмитревский.

С начала 1770-х годов в репертуаре прочное место занимает комическая опера. [3]

Здание [ править | править код ]

На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром [4] .

31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси [5] , обращённое главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.

На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек [4] .

XIX век [ править | править код ]

С 1832 года театр стал называться Александринским [5] . Название было дано в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны [6] .

На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры.

В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.

В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов, как М. Н. Загоскин, Н. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской.

Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.

…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант.

На протяжении дореволюционной истории был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова (1831) [7] , «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).

Читайте так же:
Жвачка на автомобильном кресле

XX век [ править | править код ]

C 1920 года стал именоваться «Государственный театр драмы» [5] (или «Ак-драма» — от «академический»), затем ему было присвоено имя А. С. Пушкина.

В годы блокады Ленинграда (с 1942 по 1944) театр был эвакуирован по льду Ладожского озера и находился в эвакуации в Новосибирске, работал в помещении театра «Красный факел».

С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.

В 1990-е название «Александринский» вновь стало официальным.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин, а главным режиссёром Николай Рощин.

24 декабря 1982 года награждён Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР. [9]

XXI век [ править | править код ]

Театр проводит международный театральный фестиваль «Александринский».

В мае 2010 года началось строительство второй сцены театра, планировавшейся ещё с 1980-х.

«Работы идут, и сейчас уже ничего не мешает процессу, хотя я не ожидал, что два с лишним года проект не сможет сдвинуться с места при наличии средств», — отмечал Валерий Фокин, добавив, что возникали «всевозможные вопросы и с Вагановской академией, и с РЖД, и с КГИОП» [10] .

15 мая 2013 года новая сцена была открыта спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» [11] .

В конце марта 2019 года министр культуры Владимир Мединский принял решение объединить Александринский театр с Волковским, объединив их в Первый национальный театр России. Но буквально в тот же день премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта «в связи с многочисленными обращениями общественности в адрес председателя правительства». Премьер-министр поручил Владимиру Мединскому провести широкое обсуждение этого проекта с привлечением профессионального сообщества и общественности Санкт-Петербурга и Ярославля [12] . Никита Михалков положительно оценил идею объединения двух театров [13] . Проект также был поддержан режиссёром Константином Богомоловым [14] . В свою очередь советник президента по культуре Владимир Толстой высказался против данной идеи и назвал её «опасным прецедентом» [15] . Также перспективу объединения театров критически оценивает глава Союза театральных деятелей Александр Калягин [16] .

Читайте так же:
Как установить кресло maxi cosi

Проекты и музей Александринки

В 2006 году, в год 250-летия Александринского театра, был основан Международный ежегодный театральный фестиваль «Александринский». Сегодня он очень популярен. Программу фестиваля формируют спектакли по произведениям классиков, постановки современной драмы, спектакли корифеев современной режиссуры и молодых режиссёров.

Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория», основными принципами которого являются поиск нового театрального языка для современной драматургии, междисциплинарность и готовность к творческому эксперименту.

В рамках проекта на Новой сцене зрителям представляют опыты молодых режиссёров. Литературной основой служат — пьесы, созданные петербургскими современными авторами в последнее время, участниками и победителями творческих конкурсов драматургии. Каждое событие сопровождают вводная лекция, показ и обсуждения.

В пространстве третьего яруса Александринского театра в 2006 году был открыт Музей. Сегодня в нём представлена уникальная экспозиция, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. В Музее русской драмы, в восьми залах можно увидеть сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других мастеров.

«Музей русской драмы» в Александринском театре Санкт-Петербурга предстаёт в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector